Страница: 13/17
17
Паломничество к “ святым местам ” , связанным с памятью о св.Михаиле,- основное событие праздничного дня. К определённому месту-часовне, напри-
мер, - собирались люди из нескольких селений.Чаще ехали на лошадях- муж и жена на одной лошади , дети или шли пешком или тоже парами на лошадях (причём обязательно мальчик с девочкой). На месте паломничества после краткой молитвы начинался круговой объезд “святого места” (circuiting) с востока на запад. Впереди всех ехал священник на белом коне,за ним попарно все остальные , распевая псалм о св.Михаиле.В заключение каждая девушка дарила парню, ехавшему с ней,пучок моркови с пожелани-ями “потомства и благополучия”, и он отвечал на это такими же пожелани-ями.После этого, все спешили на традиционные скачки,называемые о д е(oda), которые отличались большим своеобразием . Всадники должны были скакать без головных уборов, сапог, на них были надеты только белые рубашки и короткие клетчатые штаны :нельзя было употреблять ни сёдел,ни уздечек,ни шпор. На
Гебридских и Оркнейских островах подобные конные состязания были в обычае ещё в ХIX в.
Вечером в самом большом сарае или доме селения устраивался коллектив-ный ужин и танцы. На его организацию каждый мужчина вносил определён-ную сумму денег или продукты. Женщины же приносили в полотняных мешоч- ках морковь , и во время танцев юноши и девушки грызли её. Танцующие обменивались также подарками.
Большое значение придавали шотландцы и времени окончания сельско-хозяйственных работ,окончания жатвы.Популярен обычай срезания послед-них колосьев и связывания последнего снопа.
У кельтов( в основном жителей Хайленда и островов) бытовали обычаи , в основе которых лежал страх перед божеством и духом растительности : ему
якобы наносили какой-то урон во время жатвы или даже умерщвляли его , и поэтому боялись его мести и гнева и всячески старались от него отделаться.
Согласно народным верованиям , срезание последних колосьев было неже-лательным делом для жнецов, и они старались всячески этого избежать.
Хайлендерские жнецы и островитяне боялись нанести какой-то ущерб скрывавшемуся в последних колосьях духу растительности и этим вызвать его нерасположение.Так,на Гебридских островах во время жатвы жнецы стара-лись работать так,чтобы не остаться в хвосте.Когда работали вместе,то часто были случаи,что последний ряд оставался несрезанным,так как никто не хо-тел за него браться.Каждая женщина боялась заполучить”обжору” (cailleach) в виде воображаемой старухи , которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх , внушаемый этой старухой вызывал много суеты и забавных недоразумений. Поэтому ,последние колосья связывали и жнецы должны были по очереди пытаться их срезать с завязанными глазами. Шотландцы устраивали соревнование: последний пучок колосьев связывали сверху и жнецы по очереди бросали в него свои серпы .Иногда же за срезание послед-них колосьев жнецу выплачивали определённую сумму денег.
В некоторых обрядах в Шотландии имеются мотивы оплакивания духа растительности . Одним из них являлся “ Крик шеи ” (“ The cry of neck ”). Сноп, сплетённый из последних колосьев, называли “горлом” или “шеей”,
18
представляя себе этот сноп как шею духа хлеба, обезглавленного во время жатвы.По окончании жатвы все участники ее становились в круг,посредине
которого стоял человек с “шеей” в руках.Он приседал на корточки и, держа сноп у самой земли,начинал протяжно и жалобно выкрикивать: ” Шея, шея, шея!” Его крик повторяли все.Так повторялось трижды. В некоторых облас-
тях Шотландии этот обычай носил название “ крик жеребёнка ” или “ крик кобылы ”. Был также несколько изменённый обычай, когда жнец , которому удавалось срезать последние колосья,подбирал их,поднимал высоко в воздух и трижды громко кричал: ” Она у меня ! ” Другие жнецы также три раза его спрашивали: ” Что у тебя ? ” - ” Шея ! Шея ! Шея ! ” (или в других вариантах ”кобыла”). ” Чья шея ? ”- спрашивали его.В ответ он называл имя владельца поля.”Куда ты пошлёшь её?”-”Такому-то”(он называл имя одного из соседей, ещё не окончивших жатву).Крестьяне,таким образом ,старались отделаться от духа хлеба,передав его другому фермеру.Шотландцы называли последний сноп “старой женщиной”,”старухой”(cailleach, carline).Часто встречались также олицетворения последнего снопа в образе какого- нибудь животного- “зайца”, ”кобылы”,”хромой козы”,”собаки”.По существо-вавшим поверьям последнее обиталище духа растительности - сноп мог принести несчастье в дом
Реферат опубликован: 13/11/2008