Обычаи и традиции Шотландии

Страница: 14/17

и поэтому от него старались отделаться,подбросить его фермеру, кото-рый ещё не закончил жатвы.

На Шетландских и Оркнейских островах снопу придавали сходство со старой женщиной - надевали на него женское платье, чепец и потихоньку подбрасывали на соседний участок. Или же парень садился на лошадь и на полном скаку бросал сноп под ноги жнецов.Это вызывало ярость ,его пресле-довали и,если догоняли,жестоко наказывали.На Гебридских островах фермер вместо того,чтобы посылать сноп со своего поля , тайно делал на участке

соседа из стоявших ещё колосьев причудливую копну,которую здесь называли “хромая коза”.

На Оркнейских и Шетландских островах изготовляли часто специальную соломенную собаку (Strae bikko), художественно сплетённую из соломы в натуральную величину, с поднятыми ушами и загнутым хвостом. Её привя-зывали к повозке “Driltie” (так называли фермера, последним закончившего жатву) , на которой он вёз последние снопы. Все плохие свойства последних колосьев , по поверьям,переходили к окончательному их владельцу. Поэтому ему часто давали то же название, что и снопу, обращались с ним безжалостно. На Северо-Востоке Шотландии жители по пути следования такого фермера обливали его грязной водой, бросали в него тухлые яйца.Когда же он входил в сарай, соседи схватывали его, завёртывали в парусину,надевали на него старое женское платье ( олицетворение снопа-старухи ) и сажали на мусорное ведро.

У жителей же Лоуленда были распространены обычаи , связанные с жат-вой , в основе которых , наоборот , была вера в живительную, благотворную силу , заключавшуюся в последнем снопе и в последних несжатых колосьях. Эта сила якобы приносила благополучие семье и имела особенно плодот-ворное влияние на урожай будущего года. Срезание последних колосьев считалось почётной обязанностью,оно приносило счастье- на последнего жнеца или жницу переходила , по народным представлениям , благотворная , плодотворящая сила духа растительности . Поэтому во многих местах Шот-ландии между крестьянами происходила борьба за возможность срезать последние колосья. Прибегали жнецы к разным хитростям,например, горсть

19

колосьев покрывали землёй , чтобы спрятать их до момента,когда вся полоса будет сжата. Но чаще поручали эту работу самой молодой и красивой девуш-

ке- жнице. Верили ,что она должна после этого в течение года выйти замуж. Или ещё, в последний день жатвы все жнецы выходили на поле и начинали жать оставшуюся полосу со всех сторон кругом , в центре оставляя горстку

несрезанных колосьев , которая стояла в поле в течение лунного месяца, для того, как объясняли местные жители,чтобы дух зерна мог иметь время поки-нуть копны зерна и перейти в несрезанные колосья. По истечении месяца жнецы выходили в поле и , взявшись за руки , семь раз обходили по кругу эти колосья,кланялись им.Затем самый искусный из жнецов срезал колосья,из них связывали “зерновую куклу”(corn’s dolly),завёртывали её в тонкое полотно, украшали цветами и лентами и несли к дому фермера, распевая жатвенные песни.Иногда последний сноп делали в форме женсой фигуры,надевали на него нарядное белое платье.Такой сноп называли “девушкой” (maiden), “невестой” (bride),”девой жатвы”(harvest maiden). Затем украшенный таким образом последний сноп жнецы приносили в дом хозяина.По дороге жители селения старались облить водой и сноп и всех участников шествия.Этот обряд совершался ими для того,чтобы вызвать дождь для будущего урожая.В две-рях

дома “девушку” передавали жене фермера , она приглашала всех в дом и угощала.

С конца XIX в.в Шотландии развился обычай делать из колосьев послед-него снопа “урожайные банты” (harvest knot).Молодые жнецы плетут витые шнурочки из пучков колосьев,делают из них банты и носят их в петлицах и на шапках; такие же банты они дарят своим девушкам.

Жатвенный период заканчивался повсюду “урожайным ужином” ( “ harvest home ” ) . В нём принимали участие все , кто помогал хозяину в уборке.

Как нам известно,в Шотландии большое значение в питании сельских жите-лей имел ячмень(barley).До середины XIX в.перед общим праздником урожая устраивался небольшой вечер окончания жатвы ячменя. В последний день жатвы все работники в нарядных костюмах собирались на кухне фермера , хозяин угощал их ячменным хлебом,маслом и сыром.В центре стола в особом украшенном бочонке(barrel) стояло виски(для его изготовления использовали ячмень),и весь праздник носил название “ячменный бочонок”( Bore Barrel ).

Реферат опубликован: 13/11/2008