Обычаи и традиции Шотландии

Страница: 6/17

8

метании бревна -кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый ,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок ,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное ,хотя

с непривычки не очень-то вкусное блюдо . Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде всего , связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в следующей главе.

II

Поскольку шотландцы являются ,в основном крестьянами,то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой : солнем , дождём , другими явлениями природы , урожайностью полей , плодо-родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ , а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе-дил людей в том , что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо-вывать с движением Луны,Солнца.

Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж ( Stonehenge ), расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский Стоунхендж , о котором я уже упоминала , расположенный недалеко от г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса ( Гебридские острова ). Эти сооружения представляли собой два концентрических круга . Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней , его конструк-ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами . Шотландский Стоунхендж состоял,как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения - другой.

Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих загадоч-ных сооружений , проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно , являются древнейшими в Европе астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.

В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов , члены которого пытаются рекон-струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние времена.

Следует заметить , что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества . Большим праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн -

9

праздник ,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1 мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса , совершая обряд для получения хорошего урожая , посвященный богу Лугу (Луг-

дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.

Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось , лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.

Реферат опубликован: 13/11/2008