Республика Аргентина

Страница: 19/25

Культура и искусство

Аргентине самый высокий в Латинской Америке уровень грамотности. Удельный вес не­грамотных старше 14 лет составляет 8,6%. Официально установлено всеобщее обязательное обучение для детей в возрасте от 5 до 14 лет.

В 1995 г. было 19,5 тыс. начальных школ (более 3 млн. уча­щихся и около 156 тыс. учителей), 5,6 тыс. средних школ (св. 1 млн. учащихся и более 100 тыс. учителей), 225 высших учебных заведений (39 тыс. учащихся, ок. 9 тыс. преподавателей). Имеется 9 нацио­нальных. 2 провинциальных и 16 частных университетов.

В Буэнос-Айресе расположен ряд научных учреждений и об­ществ, в т. ч. Академия литературы, Национальная академия эконо­мических наук. Национальная академия общественных наук. Круп­нейшие научно-исследовательские институты: Национальная комис­сия по атомной энергии, Национальный институт механизации сельского хозяйства, Национальный институт технологии промышлен­ности.

Наиболее крупные библиотеки находятся в столице. Самая боль­шая библиотека—в столичном университете (насчитывает 1,5 млн томов). В Аргентине более 70 музеев, в т. ч. Национальный музей, Музей современного искусства и т. д. Насчитывается более 80 теат­ров и св. 150 тыс. кинотеатров.

Выходит св. 230 дневных газет, из них 75% — в Буэнос-Айресе. «Насьон» — одна из главных буржуазных газет (тираж 200 тыс. экз), «Кларин»—влиятельная буржуазная газета (400 тыс. экз), «Пренса»—отражает взгляды аргентинской буржуазии и ла­тифундистов, связанных с американскими монополиями (300 тыс экз ). «Расон» — крупнейшая буржуазная газета (400 тыс экз.), «Коррео де ла Тарде» (вечерняя) —одна из наиболее правых газет проамериканского направления (120 тыс. экз), «Нотисиас графикос»—буржуазная газета либерального направления (св. 100 тыс экз.), «Пуэбло»—орган католической церкви (15 тыс. экз.), «Вангуардиа»—газета социалистической партии.

В 1997 г. работало 108 радиостанций и 28 телевизионных стан­ций (насчитывалось 5.9 млн. приемников и 1,7 млн. телевизоров).

Литература

Литература Аргентины развивается на испанском языке. Фольклор и литература памятники индей­ских племён, населявших Аргентину, не сохранились. Литература колониального периода (нач. 16 —нач. 19 вв.) представлена поэмой «Паломник в Вавилоне» Л. де Техеды (1604—1680), стихотворной хроникой «Аргентина и завоевание Рио-де-Ла-Платы» (1602) М. дель Барко Сентенеры, исторической хро­никой «Рукописная Аргентина» (1612) Р. Диаса де Гусмана, и др. В годы войны за независимость испанских колоний 1810—1826 и национально-освободительного движения преобладал революционно-патриотический классицизм: публи­цистика Б. де Монтеагудо (ок. 1785—1825), стихи В. Лопеса-и-Плансса (1785—1856), Э. де Луки (1786—1824), X. Круса Варелы (1794—1839).

В становлении национальной лит-ры важная роль принадлежит устному народному творчеству, возникшему на основе жанров испанской народной поэзии. После завоевания независимости в нач. 19 в. были популярны песни-импро­визации (видала, тристе и др.) гаучо (скотоводов), которые легли в основу собственно аргентинского явления — лит­ры гаучо. Её зачинатель — первый национальный поэт Б. Идальго (1788—1822), оставивший также заметный след в уругвайской литературе, В своих «Патриотиче­ских диалогах» (1821—22) и купле­тах (т. н. сьелито) он обратился к народной тематике. О жизни обитателей пампы писал и поэт И. Аскасуои (1807—75). В 30-е гг. развитие национальной литературы значительно ускорилось. Д. Ф. Сармьенто (1811—88), ис­пользуя традицию анонимного рассказа, воссоздал жизнь аргентинской пампы в художественно-филосовском эссе «Факундо» (полное назв. «Факундо, или Цивилизация и варварство в аргентинской пампе», 1850) — одном из основных сочинений, подгото­вивших традицию оригинального национального романа. Писатель и философ Э. Эчеверрия(1805—1851) —осново­положник романтич. направления, идеологической базой которого были ярко выраженные антииспанские настроения, идеи Великой французской революции. Поэма Эчеверрии «Пленница» (1837) стала первым произведением роман­тической поэзии, затронувшей национальные темы. Начало художественной романтической прозе Аргентины положил роман «Амалия» (1855) X. Мармоля (1817—1871), а основы реалистической традиций заложены в но­велле «Бойня» Эчеверрии.

Реферат опубликован: 24/02/2010