Страница: 19/25
Культура и искусство
Аргентине самый высокий в Латинской Америке уровень грамотности. Удельный вес неграмотных старше 14 лет составляет 8,6%. Официально установлено всеобщее обязательное обучение для детей в возрасте от 5 до 14 лет.
В 1995 г. было 19,5 тыс. начальных школ (более 3 млн. учащихся и около 156 тыс. учителей), 5,6 тыс. средних школ (св. 1 млн. учащихся и более 100 тыс. учителей), 225 высших учебных заведений (39 тыс. учащихся, ок. 9 тыс. преподавателей). Имеется 9 национальных. 2 провинциальных и 16 частных университетов.
В Буэнос-Айресе расположен ряд научных учреждений и обществ, в т. ч. Академия литературы, Национальная академия экономических наук. Национальная академия общественных наук. Крупнейшие научно-исследовательские институты: Национальная комиссия по атомной энергии, Национальный институт механизации сельского хозяйства, Национальный институт технологии промышленности.
Наиболее крупные библиотеки находятся в столице. Самая большая библиотека—в столичном университете (насчитывает 1,5 млн томов). В Аргентине более 70 музеев, в т. ч. Национальный музей, Музей современного искусства и т. д. Насчитывается более 80 театров и св. 150 тыс. кинотеатров.
Выходит св. 230 дневных газет, из них 75% — в Буэнос-Айресе. «Насьон» — одна из главных буржуазных газет (тираж 200 тыс. экз), «Кларин»—влиятельная буржуазная газета (400 тыс. экз), «Пренса»—отражает взгляды аргентинской буржуазии и латифундистов, связанных с американскими монополиями (300 тыс экз ). «Расон» — крупнейшая буржуазная газета (400 тыс экз.), «Коррео де ла Тарде» (вечерняя) —одна из наиболее правых газет проамериканского направления (120 тыс. экз), «Нотисиас графикос»—буржуазная газета либерального направления (св. 100 тыс экз.), «Пуэбло»—орган католической церкви (15 тыс. экз.), «Вангуардиа»—газета социалистической партии.
В 1997 г. работало 108 радиостанций и 28 телевизионных станций (насчитывалось 5.9 млн. приемников и 1,7 млн. телевизоров).
Литература
Литература Аргентины развивается на испанском языке. Фольклор и литература памятники индейских племён, населявших Аргентину, не сохранились. Литература колониального периода (нач. 16 —нач. 19 вв.) представлена поэмой «Паломник в Вавилоне» Л. де Техеды (1604—1680), стихотворной хроникой «Аргентина и завоевание Рио-де-Ла-Платы» (1602) М. дель Барко Сентенеры, исторической хроникой «Рукописная Аргентина» (1612) Р. Диаса де Гусмана, и др. В годы войны за независимость испанских колоний 1810—1826 и национально-освободительного движения преобладал революционно-патриотический классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо (ок. 1785—1825), стихи В. Лопеса-и-Плансса (1785—1856), Э. де Луки (1786—1824), X. Круса Варелы (1794—1839).
В становлении национальной лит-ры важная роль принадлежит устному народному творчеству, возникшему на основе жанров испанской народной поэзии. После завоевания независимости в нач. 19 в. были популярны песни-импровизации (видала, тристе и др.) гаучо (скотоводов), которые легли в основу собственно аргентинского явления — литры гаучо. Её зачинатель — первый национальный поэт Б. Идальго (1788—1822), оставивший также заметный след в уругвайской литературе, В своих «Патриотических диалогах» (1821—22) и куплетах (т. н. сьелито) он обратился к народной тематике. О жизни обитателей пампы писал и поэт И. Аскасуои (1807—75). В 30-е гг. развитие национальной литературы значительно ускорилось. Д. Ф. Сармьенто (1811—88), используя традицию анонимного рассказа, воссоздал жизнь аргентинской пампы в художественно-филосовском эссе «Факундо» (полное назв. «Факундо, или Цивилизация и варварство в аргентинской пампе», 1850) — одном из основных сочинений, подготовивших традицию оригинального национального романа. Писатель и философ Э. Эчеверрия(1805—1851) —основоположник романтич. направления, идеологической базой которого были ярко выраженные антииспанские настроения, идеи Великой французской революции. Поэма Эчеверрии «Пленница» (1837) стала первым произведением романтической поэзии, затронувшей национальные темы. Начало художественной романтической прозе Аргентины положил роман «Амалия» (1855) X. Мармоля (1817—1871), а основы реалистической традиций заложены в новелле «Бойня» Эчеверрии.
Реферат опубликован: 24/02/2010