Республика Аргентина

Страница: 24/25

Научно-исследовательскую работу ведут кафедра исто­рии музыки Унивеситета Буэнос-Айреса, Институт музыковедения, Латино-американский центр муз. исследований при Институте «Торкуато ди Телья» (осн. в 1965). Издаются газета «Буэнос-Ай­рес мусикаль» ( с 1957), журнал «Мундо мусикаль» ( с 1938).

Балет

Танцы индейцев, населявших Аргентину до исп. завоевания, использовались монахами-иезуитами в театр, пред­ставлениях 17 в. В 18 в. получили распространение формы богатого танцами музыкального театра (сайнете и др.), завезённые из Ис­пании. С 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе гастролировали европей­ские балетные коллективы. Эти труппы исполняли романтические балеты балетмейстеров Ф. Тальони, Ж. Перро и др. После открытия в 1908 нового здания театра «Колон» здесь работала балетная труппа, со­ставленная из итал. танцовщиков. Гастроли в 1910-х гг. Русского ба­лета С. П. Дягилева и труппы А. П. Павловой способствовали развитию нац. балета. Были от­крыты школы. С 20-х гг. балеты с музыкой нац. композиторов на­чали ставить иностранные балет­мейстеры: Г. Г. Кякшт, Б. Г. Романов («Цветок Ирупе» К. Гайто, 1929), П. Петров («Мекано» X. X. Кастро, 1937), М. Вальман («Панамби» А. Хинастеры, 1940, «Река Апуримак» Э. А. Наполита-но, 1944) и др. Репертуар театра «Колон» обогащался балетами классич. наследия («Лебединое озе­ро» П. И. Чайковского в редакции балетмейстера Дж. Картера, и др.), спектаклями М. М. Фокина и по­становками известных европ. и американских хореографов Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, А. Тюдора, А. Миллоша, У. Доллара и др. Эти же балетмейстеры обратились к му­зыке нац. композиторов: Мясин по­ставил «Дом Ашер» Р. Гарсии Мо­рильо (1955), Дж. Тарас— «Кон­цертные вариации» на музыку Хина­стеры (1960). В 70-е гг. в репертуаре были балеты И. Георги (на музыку ораторий К. Орфа «Кармина Бура­на» и др.), Ж. Скибина («Золушка» С. С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского), В. Бьяджи и др. Балетмейстер А. Аццраде поста­вил «Мекано» X. X. Кастро, «Ор­фея» на музыку Ф. Листа (оба в 1971) и др., Р. Хиачеро — «О танце и о смерти» X. Фонтенлы (1975). С 1930-х гг. труппа театра «Колон» состояла уже в основном из арген­тинцев. Ведущие артисты 30—40-х гг.: М. Руанова, В. Феррари;

50—70-х гг.: танцовщицы — И. Боровска, О. Ферри, Э. Агог-лия, Н. Фонтенла, Н. Лопес, Л. Бельфьоре, В. Ханейро; танцов­щики — X. Томин, В. Тупин, Э. Ломми, К. Скьяфино, Р. Родригес, Г. Мольяхоли, А. Труйоль, Р. Ча­ян. Особой популярностью поль­зовался X. Неглия (погиб в 1971). Группой руководили Т. Григорьева (50—60-е гг.), Руанова (1968—72), затем Агоглия и др. При театре с 20-х гг. работает балетная школа. Известностью пользовались коллек­тивы: Балет аргент. театра в Ла-Плате (с 1946), Аргент. балетная труппа Р. Хиачеро (с 1948), Совр. балет города Буэнос-Айреса под рук. О. Арайса (1968—74), в репер­туаре которого были постановки Арайса — «Ореол» на музыку Альбиони, 1965, «Индейская симфо­ния» на музыку Чавеса, 1967, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1970, и др. С 30-х гг. работали кол­лективы танца модерн под рук. Р. Шоттелиус, Д. Хойер, С. Инхеньерос. Фольклорные коллективы возглавляли И. Перес Фернандес, А. Велес и др.

Драматический театр

Драматический театр в Аргентине возник на основе индейских обрядовых игр и католич. театрализов. действ. В кон. 16—17 вв. исп. миссионеры устра­ивали театрализов. представления (танцы, литургии и пантомимы-ми­стерии) с целью обращения индейцев в христианство. Первый постоянный театр (осн. в 1757) повторял исп. репертуар — в пьесах восхвалялись исп. монархия и католицизм. В 1789 поставлена первая национальная трагедия — «Сирипо» М. X. де Ла-вардена. В 1804 в Буэнос-Айресе был основан театр «Колисео провисьональ»(с1838 —театр «Архентино»), в котором преобладал исп. репертуар, но в отдельных пьесах прояв­лялись и освободит, тенденции. В 1817 возникло т. н. Общество цените­лей театра с целью содействия раз­витию нац. театр, иск-ва. Значитель­ной была деятельность нац. театра в период Майской революции 1810, в борьбе против тирании X. М. Росаса (особенно в жанре политич. сати­ры). Постановка драмы Э. Гутьерреса «Хуан Морейра» (1886, реж. X. Подеста) способствовала форми­рованию романтич. жанра драмы гаучо.

Реферат опубликован: 24/02/2010