Страница: 20/25
Последняя четверть 19 в. ознаменована расцветом прозы и поэзии. В прозе конца 19 в. выделяется социальный роман о городе, отмеченный чертами натурализма: «Попурри», «Без руля» и др. Э. Камбасереса (1843—88), «Большая деревня» Л. В. Лопеса (1848—94), «Биржа» (1890) X. Мартеля (наст. имя — X. Миро, 1868—96). Костумбризм, связанный в основном с сельской тематикой, нашёл выражение в поэзии Э. дель Кампо (1834—80; поэма «Фауст», 1866), Р. Облигадо (1851—1920; поэма «Сантос Вега», 1885). Вершиной литературы гаучо и всей реалистической литературы Аргентины 19 в. стала эпическая поэма X. Р. Эрнандеса (1834—86) «Мартин Фьерро» (ч. 1—2, 1872—79) — история свободолюбивого гаучо, ставшего в условиях развивающихся капита-листич. отношений жертвой социальной несправедливости.
Начало 20 в. характеризуется усилением позиций реализма. Вместе с тем заметную роль начинает играть модернизм: исторический роман «Слава дона Рамиро» (1908) Э. Ларреты (1875—1961), поэзия Л. Лугонеса (1874—1938) и Р. Гуиральдеса (1886—1927). К кон. 20-х гг. влияние модернизма стало менее ощутимым. Среди писателей-реалистов нач. 20 в., отразивших специфику национальной жизни, — Р. X. Пайро (1867—1928), автор романа «Забавные приключения внука Хуана Мо-рейры», 1910), Б. Линч (1885—1951;
романы «Стервятники "Флориды"», 1916, «Англичанин — искатель костей», 1924, в рус. пер. — «Мистер Джеймс ищет черепа», 1969), М. Гальвес (1882—1962). Роман Р. Гуиральдеса «Дон Сегундо Сом-бра» (1926) наряду с костумбристскими тенденциями обнаруживает черты романтизма. К так называемым поэтам-постмодернистам относятся Э. Карриего (1883—1912), Б. Фернандес Морено (1886—1950), Э. Банчс (р. 1888), поэтесса А. Сторни (1892—1938). В становлении реалистич. драматургии этого периода большую роль сыграли Ф. Санчес, Г. де Лаферрере и др.
В сер. 20-х гг. в условиях подъёма демократич. движения возник
ли эстетско-формалистская группа «Флорида» (В. Окампо, 1891—1978;
X. Л. Борхес» р. 1899; Л. Маречаль, 1900—70, Э. Мальеа, р. 1903) и критико-реалистическая группа «Боэдо», сплотившая писателей, которые посвятили своё творчество социальным проблемам национальной действительности: А. Юнке (род. 1890),Э. Кастельнуово (род. 1893), Л. Гудиньо Крамер (род. 1900), Р. Арльт (1900—42), Л. Барлетта (1902—75), Р. Гонса-лес Туньон (1905—74), оказавшие заметное влияние на дальнейшую литературную жизнь Аргентины. Для лирики 40-х гг. характерно существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их, нередко в творчестве одного и того же писателя (Э. Вернике, 1915—68). В русле критич. реализма созданы произведения Э. Кастро (р. 1902; роман «Островитяне», 1944), Б. Вербитского (р. 1907), К. Р. Доде (1901—74), Р. Ларры (род. 1913), Х.Х.Манауты (род. 1920), X. Мурильо и др. В романе А. Варелы (род. 1914) «Тёмная река» (1943) заметны тенденций социалистического реализма. Эстетическим концепциям «Флориды» следуют М. Мухика Лайнес (род. 1910), А. Бьой Касарес (род. 1914), С. Бульрич(род. 1915).
В творчестве многих писателей отмечаются попытки синтеза реалистического анализа и символических обобщений, стремление сочетать национальную конкретность с универсальностью подхода к социальным явлениям действительности. Эти тенденции наиболее глубокое выражение нашли в прозе X. Кортасара (род. 1914; романы «Премии», 1960, «Игра в классы», 1963, рассказы). Пороки буржуазного мира обличаются в романах «Те, кто на коне» (1967) Д. Виньяса (р. 1920), «Туннель» (1948) и «О героях и могилах» (1961) Э. Сабато (р. 1911), в публицистике Марии Росы Оливер (1898—1977).
Развивается литературоведение: работы А. Н. Понсе (1898—1938), Э. П. Агости (род. 1911), а также соч. А- Л. Паласьоса (1876—1965), Р. Рохаса (1882—1957), Э. Мартинеса Эстрады (1895—1964), Э. Андерсена Имберта (род. 1910). Аргентинское общество писателей (осн. в 1928) занимает либерально-буржуазные позиции.
Реферат опубликован: 24/02/2010