Российские железные дороги

Страница: 1/12

Содержание:

Введение 2

1.История железных дорог России _ 3

2.Характеристика железнодорожного транспорта 6

3.Структура перевозок по видам грузов 11

4.Грузовые и пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте 12

5.Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажиро и грузоперевозках

5.1 Удельный грузооборот _15

5.2 Удельный пассажирооборот 16

6. Необустроенность Дальнего Востока 18

7. Современные проблемы железнодорожного комплекса России _23

8. Реформа железнодорожного транспорта России

8.1. Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта _25

8.2. Первый этап (2001-2002 гг.) 26

8.3. На втором этапе (2003-2005 гг.) 26

8.4.На третьем этапе (2006-2010 гг.) _27

Заключение _28

Список используемой литературы _29

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Целью курсовой работы является изучение системы российских железных дорог.

В работе рассмотрены следующие вопросы: история железных дорог России, характеристика железнодорожного транспорта, структура перевозок по видам грузов, грузовые и пассажирские перевозки, удельный вес железнодорожного транспорта в пассажиро- и грузоперевозках, транспортная необустроенность Дальнего Востока, а также - современные проблемы железнодорожного комплекса России и реформа железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Железнодорожный транспорт имеет важное государственное, народнохозяйственное и оборонное значение. Особенно возрастает его роль в условиях перестройки управления экономикой и ведения рыночных отношений.

1.История железных дорог России

До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.

Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.

В первый период железнодорожного строительства в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург – Псков – Варшава - Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности страны -Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.

Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва - Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью - Волгой, а через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва-Рязань – Воронеж - Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периоде строительства были заложены основы железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра - Москвы. Важным достижением был также выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог России составляла около 30 тыс.км.

Реферат опубликован: 20/07/2007