Россия

Страница: 12/18

Перемены на селе начались в конце 80-х годов вместе с началом горбачевских реформ. Крестьяне получили возможность взять в аренду землю и по существу выйти из колхоза. Однако, прогрессивное значение этого начинания значительно снижалось тем, что кредиты для строительства жилья и для приобретения новой техники взять было очень сложно. Частная собственность на землю могла бы решить эту проблему (любой банк согласился бы принять землю в залог), однако тогда об это не могло быть и речи. Очеь сильной была и неприязнь к фермерам со стороны других крестьян: за годы советской власти многие привыкли к уравниловке и безынициатмвности, не желая работать по-другому. Зависть - едва ли не самое сильное из человеческих чувств. На смену фермерской эйфории первых лет реформ пришло разочарование, и фермерское движение постепенно пошло на спад. Приход к власти Ельцина вновь принес радикальные изменения: был подписан указ о передаче крестьянам земли в частную собственность, а жесткая экономическая реформа заствила шевелиться даже самых ленивых. Это было что-то вроде возврата к столыпинской аграрной реформе, причем ослабление общинных связей делало успех гораздо более вероятным, чем 80 лет назад. Однако, неблагопритная ситуация в экономике практически свела на нет многие вновь открывшиеся возможности: процентная ставка по кредитам непомерно высока, а сокращение сельскохозяйственного производства делает риск банкротства слишком вероятным.

Агропромышленный комплекс страны находится сейчас на распутье: колхозная система практически деградировала, фермерство только начало создаваться. И эта неопределенность является главной особенностью нынешнего кризиса в сельском хозяйстве.

7.3.2. Сегоняшний день. Основной сельскохозяйственный потенциал страны сосредотчен на юге, в европейской части и на Урале. В Южной Сибири и на Дальнем востоке также имеются условия для развития сельского хозяйства. В то же время Восточная Сибирь, занимающая 3/4 всей территории страны, большую часть необходимых продуктов завозит из других регионов, что вызвано неблагоприятными климатическими условиями, вечной мерзлотой и заболченностью почв. На севере западных районов страны сельскохозяйственная освоенность также низка из-за ограниченности земелных ресурсов и сурового климата /8, c.77/.

Сельскохозяйственная специализация заметно различается по регионам: так, если в центральных областях, обладающих не слишком богатыми почвами, но зато имеющими достаточное количество осадков и умеренный климат, наибольшую отдачу дают животноводство, выращивани овощей (особенно картофеля) и технических культур (льна), то в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе и степных районах страны, где почвы очень богаты гумусом, оптимальным является выращивание злаков и фруктов.

Естественно, нынешний спад не мог не затронуть и сельское хозяйство, однако, благодаря наличию сильного аграрного лобби в Думе и правительстве, многомиллмардная государственная помощь помогла сделать этот спад заметно менее болезненным, чем в большинстве других отраслей. Так, производство сельхозпродукции в 1994 г составило 91% от уровня 1993 г., а по отношению к 1991 г.- 79% (это 1.4 раза больше, чем показатель по экономике вцелом) /5, c.1/. Но потреблять все-таки стали меньше: потребление мясных продуктов в 1994 г по сравнению с 1991 сократилось с 69 до 52 кг на человека, молочных продуктов - с 347 до 277 кг., сахара - с 38 до 30 кг. Похожая картина наблюдается и по другим видам продуктов /5, c.12/.

7.4. ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ТРНСПОТ. Давно замечено, что у России две беды: дороги и дураки. К сожалению, обе эти проблемы актуальны и по сей день. Даже в советское время, когда на ремонт дорог отпускалось больше средств, чем сейчас, качество большей части дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Естественно, это заметно снижает скорость движения по трассе и соответственно скорость доставки грузов, приводя к заметным издержкам (фактор времени часто является в экономике решающим). Недостаточна и густота дорожной сети. Так, на Дальнем Востоке во многие районы можно попасть только на вертолете /8, с.95/, и даже строительство БАМа, стоившее огромных средств, не оправдало возлагаемых надежд.

Большая часть грузов перевозится по железной дороге, и резкое повышение железнодорожных тарифов в последние годы привело к кризису многие отрасли, сделав их нерентабельными. Особенно сильно пострадали предприятия топливно - энергетического комплекса.

После распада СССР "Аэрофлот", бывший прежде монополистом по авиаперевозкам, распался на несколько десятков мелких компаний, что снизило безопасность полетов и привело к резкому повышению числа катастроф. Американские власти официально предостерегли своих граждан от полетов самолетами российских компаний, что значительно ударило по престижу российской авиации.

Реферат опубликован: 28/10/2007