Россия

Страница: 15/18

Так жить дальше было нельзя, и в 1985 году Горбачев, прекрасно видевший и состояние экономики, и состояние умов начал перестройку советской системы, ставя своей целью реформирование и экономики, и политической жизни без отказа от социализма. В 1989 году были проведены первые за всю российскую историю всеобщие свободные выборы, гласность постепенно перерастала в свободу слова, у государственного сектора экономики в первые со времен НЭП-а появилась конкуренция. Однако, Горбачеву пришлось отражать атаки и слева, и справа: ортодоксальные коммунисты считали его едва ли не предателем, а демократы упрекали за непоследовательность реформ. Пиком противостояния стал 1991 год, когда в результате провала антиреформистского переворота, организованного ближайшими соратниками Горбачева, радикальные демократы пришли к власти. Однако, побочным следствием августовских событий стал распад СССР: республики, расценившие попытку путча накануне подписания нового союзного договора как удар в спину, не желали мириться с таким положением.

В конце 1991 года вполитической жизни России начался новый этап.

10.2. НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ. В настоящий момент Российская федерация является презилентской республикой, переживающей переходный во всех сферах политической жизни. По международным стандартам Россия относится к частично свободным государствам (полностью свободных стран на территории бывшего СССР нет). К сожалению, отсутствие демократических традиций в обществе и несовершенство законодательной системы действительно предопределило существенные авторитарные элементы, но на пути становления демократии через это проходили многие государства.

Однако, не смотря на то, что демократическое развитие России насчитывает всего три с небольшим года, страна имеет принятую на референдуме конституцию, в которой закреплены все основные права и свободы (1993 г.), легитимный парламент (1993 г.), многопартийную систему, независимый суд (оправдание Варенникова, активно участвовавшего в путче 1991 года, помимо всего проего говорит и об этом), свободную прессу (открыто выступившую против войны, проводимой властями в Чечне). К сожалению, слабым местом является законодательная система и система контроля за исполнением законов (многие необходимые законы не приняты, а большинство принятых не исполняются), но это - неизбежное следствие переходного периода.

Россия имеет федеративное устройство. В состав федерации входят 21 автономная республика, 49 областей, 10 автономных округов. Москва и Санкт-Петербург являются огородами федерального значения /9, c.8/. Главное отличие областей и прочих субъектов федерации заключается в том, что автономные республики и округа являются местами компактного проживания национальных меньшинств (подробнее о народах, населяющих Россию, будет скзано ниже), в то время как в областях подавляющее большинство составляют русские. По конституции все субъекты федерации наделены равными правами, с тем лишь отличием, что национальные образования имеют право наряду с русским языком устанавливать и в качестве государственных и другие языки. Россия имеет единую денежную систему, единую обороную концепцию, единую внешнюю политику /9, c.8/.

Субъекты федерации имеют право устанавливать собственные правовые нормы в пределах, очерченных Конституцией, однако в случае противоречия местных и федеральных законов последним отдается приоритет. Статус субъекта федерации не может быть изменен в одностороннем порядке, вопрос этот решается по взаимному согласию субъекта и центра. Внутри российской территории запрещено установление таможенных барьеров /9, c.8-9/.

Если еще пару лет назад страна стояла перед реальной угрозой распада, то в настоящее время тенденции сепаратизма медленно, но верно идут на спад. Пример тому - федеральный договор о разграничении полномочий, заключенный с Татарстаном - одной из наиболее радикально настроенных республик. В соответствии с этим договором республика признает себя частью России, а центр гарантирует ей весьма широкую автономию. Подобные договора, закладывающие основу системы местного самоуправления, планируется заключить и с остальными субъектами федерации. Однако не смотря на то, что регионам делегируется все больше и больше прав, приоритетной задачей является целостность России.

Избирательным правом обладают все граждане России, достигшие 18 лет, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания /9, c.7/. Парламент состоит из двух палат: нижняя палата (Дума) выбирается путем голосования избирателей за тот или иной избирательный блок. После подсчета голосов определяется, сколько всего голосов набрало то или иное объединение (региональное распределение голосов не учитывается), и если избирательный союз преодолел барьер в 5%, он посылает в Думу своих представителей, состав которых зависит от их распожения в партийном списке. Верхняя палата (Совет Федерации) состоит из представителей регионов, которых делегируют субъекты федерации на основе всеобщего тайного голосования. Однако, тут есть две особенности: во-первых, претенденты в верхнюю палату различаются в разных регионах, и во-вторых, избиратели голосуют не за партию, а за конкретных людей. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей.

Реферат опубликован: 28/10/2007