Россия

Страница: 13/18

7.5. ПЕРСПЕКТИВЫ. Не смотря на то, что ситуация в российской экономике является очень напряженной, определенные признаки стабилизации уже заметны: сокращается инфляция, менее резким становится спад производства, растет в долларовом выражении средняя зарплата. Началась структурная переориентация экономики и конверсия оборонной промышленности, приватизируются крупные предприятия, растет объем внешних инвестиций. Все это в сочетании со значительными природными ресурсами позволяет надеяться на скорое оживление экономики. Безусловно, полное возвращение российской экономики в русло нормального развития - вопрос многих лет, однако, на мой взгляд, самый тяжелый период уже позади

8. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.

Не смотря на то, что по количеству врачей (1 врач на 213 человек) и больничных коек (1 койка на 73 чел.) /PCG/ Россия стабилно держит одно из первых мест в мире, ситуация в сфере охраны здоровья зависит не только от этого. И статистические данные не могут не встревожить. Так, уровень детской смертности (18 на 1000 новорожденных) в 2.5 раза выше, чем в Германии, в 1.5 раза выше, чем в Чехии, на 20% выше, чем в Эстонии. Средняя продолжительность жизни у мужчин (65 лет) на 10, а у женщин (74 года) на 8 лет ниже западноевропейских показателей /PCG/.

Это связано прежде всего с недостатком бюджетного финансирования: в месяц на каждого россиянина в среднем выделено всего по 2300 рублей (около 5 крон) /6, с.6/. Зарплата врача, которая во всем мире является одной из самых высоких, не дотягивает в России даже до среднего уровня /6, с.7/.

Очень заметен контраст между крупными городами и переферией /PCG/: в советское время именно столичным городам, явдявшихся "лицом" государства, отдавался приоритет в выделении средств, в то время как сельские поликлиники снабжались по остаточному принципу.

9. ОБРАЗОВАНИЕ.

Не смотря на переживаемые страной экономические трудности, образование в России является бесплатным, а базовое (9 классов) - обязательным. Уровень грамотности составляет 98%, что соответствует показателям развитых стран. В России 75620 школ, где учатся 22 695 тыс. учеников /PCG/. Это, однако, не означает, что на каждую школу приходится менее 300 учащихся: в деревенских школах эта цифра значительно ниже, а в новых городских районах часто приходится учиться в 2 смены.

Принципиальным вопросом является качество образования, и этот показатель варьируется очень значительно. Выпускник сельской или даже городской, но расположенной вдали от культурных центров школы имеет гораздо меньше шансов поступить в престижный вуз, чем его столичный сверстник с теми же оценками. Советская система школьного образоавния существенно гуманизировалась за последние 5 лет: стали больше уважать мнение ученика, все больше поощряется собственный взгляд на вещи, уменьшилась уравниловка, школы получили возможность варьировать учебный план.

Однако, и здесь самой больной проблемой является материальная: на каждого школьника, студента, ребенка, посещающего детский сад, государство выделяет по 20000 рублей (или около 44 крон) в месяц /6, с.6/. У большинства школ нет средств на приобретение новых учебных пособий, оборудование компьютерных классов, повышение зарплаты учителям. А слабая техническая база не может не наложить отпечатка и на качество образования.

После окончания 9 классов выпускник имеет право либо продолжить учебу в среней школе (9-11 кл.), либо получить рабочую специальность в ПТУ или техникуме. В средних специальных учебных заведениях учатся 2.3 млн. человек (данные 1989 г.), в ПТУ получают специальность около 3.5 млн. чел /PCG/. По окончании школы можно получить высшее образование. Прием в ВУЗы осуществляется на конкурсной основе. В стране около 500 высших учебных заведений, где обучались в 1989 г. 2,9 млн. студентов /4, c.143/.

Как мы видим, число студентов ВУЗов только в два раза меньше числа тех, кто получает рабочую или техническую специальность. Это было бы замечательным показателем для постиндустриального общества, но, на мой взгляд, России в недалеком будущем угрожает структурная безработица: вряд ли все выпускники смогут устроится по специальности в условиях сокращения государственных ассигнований на науку.

Традиции высшего образования в России восходят к 1755 г., дипломы лучших российских университетов (МГУ, Санкт-Петербургский Университет и др.) высоко котируются за рубежом. Особенно значительны достижения в области естественных и точных наук (математика, физика, химия и др.), в то время как на развитии гуманитарных наук негативно сказалась чрезмерная политизированность. Российским ученым принадлежат разработки многих передовых технологий (особенно в космонавтике, фармакологии, приборостроении, химии материалов и др.), однако неэффективность экономики в советское время и отсутствие средств сейчас препятствуют их внедрению.

Реферат опубликован: 28/10/2007