Страница: 12/32
Отраслевая структура машиностроения республики такова:
нефтяное машиностроение, электротехническая промышленность, машиностроение для пищевой промышленности, коммунально-бытовое машиностроение, производство металлических изделий, ремонт машин и оборудования, прочие отрасли машиностроения и металлооборудования.
Другое предприятие нефтяного машиностроения — Марыйский машиностроительный завод, выпускает мощные центробежные нефтяные насосы для перекачки нефти, которые вывозятся в различные районы СНГ и экспортируются более чем в 20 стран мира. Электротехническая отрасль республики представлена Ашхабадским заводом светотехнического оборудования. Ашхабадский завод (введен в эксплуатацию в 1960 г.) изготовляет тестомесильные и кремовзбивальные машины для предприятий торговли и общественного питания. Продукция завода поступает на кондитерские предприятия страны, а также экспортируется в страны СЭВ, Афганистан, Иран и другие страны.
Коммунально-бытовое машиностроение представлено Ашхабадским заводом газовой аппаратуры «Красный молот», (создан в 1934 г.) одним из ведущих в Средней Азии по выпуску бытовых газовых плит (двух- и четырехконфорные).
В республике имеется ряд предприятий по производству металлических изделий производственного и непроизводственного назначения — металлической тары (емкости для нефтехранилищ), железных и чугунных решеток, ручного сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента, металлические кроватей, термосов, строительных металлоизделий. ••'"*В Туркменской ССР создана мощная база по ремонту автомобилей, тракторов, тепловозов, железнодорожных вагонов, морских и речных судов, сельскохозяйственных машин, строительно-дорожной техники и других механизмов и оборудования.
Работают предприятия по ремонту сложных бытовых машин и приборов — радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, холодильников, стиральных, электровычислительных и пишущих машин.
Одним из крупнейших предприятий по ремонту железнодорожных вагонов является Кизыл-Арватский вагоноремонтный завод, который построен более 100 лет назад в связи со строительством Закаспийской железной дороги. Красноводский судоремонтный завод осуществляет ремонт морских, а Чарджоу-скип судоремонтный — речных судов Амударьинского пароходства. В Ашхабаде, Мары, Чарджоу функционируют авторемонтные заводы. В республике действует широкая сеть предприятий по ремонту легковых автомобилей по индивидуальным заказам. В Ашхабаде построен Республиканский автоцентр для технического обслуживания легковых автомобилей марки «ВАЗ» (Жигули), оснащенный высокопроизводительным ремонтным оборудованием.
Строительный комплекс — это совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных отраслей, объединенных единством конечной цели — созданием новых производственных и непроизводственных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Промышленность строительных материалов в республике создана на базе месторождений минеральных строительных материалов. Имеющиеся промышленные ресурсы строительных полезных ископаемых по разнообразию, территориальному размещению почти в полной мере удовлетворяют потребности республики. Это цементное и строительное сырье (в том числе пески строительные и силикатные), доломиты, гипсы и ангидриды, глины и лессовидные суглинки, гравийно-несчаная смесь для бетонов и дорожпо-строител!.ных работ, известняк для стенового камня, .известняк строительный, магматические породы. Цементу отводится важное место среди строительных материалов. Основными сырьевыми компонентами цементного производства являются карбонатные породы — известняк, мел, мергель и глинистые материалы (глина, глинистые сланцы, шлаки и др.). В среднем на 1 т клинкера расходуется 1,60— 1,65 т карбонатных пород и 0,30 т глинистых компонентов. Цементное производство — крупный потребитель топлива и электроэнергии. На каждую тонну клинкера расходуется в среднем 281 т топлива. Для производства 1 т портланд-цемен-та необходимо около 110—120 кВт. Ч. электроэнергии. К основным видам цемента относятся: портланд-цемент и его разновидности, шлаковые и пуццолановые цементы, глиноземистый цемент, расширяющийся цемент и ряд других специальных цементов. Качество цемента характеризуется марками 200, 300, 400, 500 и 600. Кроме того, цементы различаются по скорости схватывания и затвердевания, тонкости помола. Месторождения цементного сырья находятся в Копетдаге в районе пос. Ба-харден, Большом Балхане недалеко от Небит-Дага и в Безмеи-не. Разрабатывается Безмеинское месторождение — самое крупное в республике, на базе которого создан крупнейший в Средней Азии Безмеинский цементный завод, производящий в основном портланд-цемент марки 600. Здесь освоен выпуск тампонажного, сульфатостойкого и быстротвердеющего цемента. Основные потребители Безмеинского цемента — строительные организации Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Технологический процесс Безмеинского цементного завода построен по принципу от сырья до готовой продукции и состоит из последовательных, взаимосвязанных звеньев: добыча сырья — карьер известняка — дробилка известняка — смесь известняка, гипса и других добавок и получение шлама — шла-мопровод — шламбассейн с крановой мешалкой — вращающаяся печь и получение клинкера — цементные мельницы и получение цемента — хранилища цемента (цементные силосы) — упаковка и отправка цемента.
Реферат опубликован: 11/04/2008