Страница: 3/14
привлечение передовых, по отношению к национальным технологий;
активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;
поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;
насыщение внутреннего потребительского рынка;
повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;
создание современной рыночной инфраструктуры;
ускоренное развитие депрессивных районов;
приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.
Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.
2. Свободные экономические зоны в России.
2.1. Социально-экономическая сущность СЭЗ.
Понятие СЭЗ или, в первоначальном варианте, «зон свободного предпринимательства» (ЗСП), стало для СССР актуальным в конце 80-х – начале 90-х годов. Советскими учёными при помощи экспертов ООН была разработана единая концепция, учитывающая сложившийся в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. Предполагалось, что создаваемые ЗСП будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в сфере производства товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории СССР. Упор был сделан на плодотворный союз зарубежных капиталов с отечественным научным потенциалом и высокими технологиями. В таких зонах должны были быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы.
Согласно этой концепции зоны свободного предпринимательства, сохраняя в разумных пределах экспортную ориентацию, должны были в первую очередь способствовать насыщению страны передовыми технологиями и высококачественными товарами, освоению зарубежного опыта управления, новых форм хозяйствования, освоению дополнительных инвестиций.
СЭЗ создавались как на приграничных, так и в глубинных территориях страны, при этом предусматривалось создание режима наибольшего благоприятствования, как для зарубежных инвесторов, так и для отечественных предприятий. Обеспечение политических и экономических интересов Советского Союза ставилось во главу угла при условии, в то же время, максимально ускоренной интеграции в мировое хозяйство. ЗСП рассматривались, как некий «шлюз» между реформируемой экономикой Союза и экономиками западных стран.
Хозяйственные потребности страны, а также интересы самого эксперимента подсказывали целесообразность создания в России на основе мирового опыта сразу нескольких типов таких зон:
комплексные зоны (производственного характера). Они формировались на основе территориальных образований от муниципальных до уровня субъекта Федерации. В них принимались меры по привлечению крупных инвестиций с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. В качестве примера таких зон может быть приведена большая часть СЭЗ, созданных в России, в том числе – СЭЗ в Калининградской области, Находке, республике Татарстан и др.
внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, транзитные зоны и зоны экспортного производства) призваны обеспечивать рост валютных поступлений, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, проведения выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам следует отнести прежде всего подмосковные «Московский Франко-порт» (около аэропорта «Внуково»), «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево») (9), «Франко-порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта) (10).
функциональные, или отраслевые зоны (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии (18); к зонам туристско-рекреационного типа - особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» (17).
Реферат опубликован: 17/06/2009