СЭЗ в России

Страница: 4/14

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране экономико-правовым режимом для предпринимателей. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по различным СЭЗ, но по существу они, как правило, сходны.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в СЭЗ, относятся:

полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и других сборов, ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырьевых ресурсов. Примером могут послужить льготы предоставляемые в Особой экономической зоне Калининградской области статьёй 7 (3) или в Кемеровской области статьёй 29 (7);

полное или частичное освобождение предприятий от налоговых выплат в местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Здесь можно привести в пример налоговые льготы, предоставляемые участникам Эколого-экономического района (ЭЭР) «Алтай» и СЭЗ «Алтай» - самые очевидные из них приведены в таблице 1;

предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам на длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители;

обеспечение упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства;

предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под определённые программы, предоставление государственных гарантий по кредитам;

упрощённая система международных перемещений граждан и капиталов, в том числе капиталов в иностранной валюте.

Таблица 1.

Льготный налоговый режим, применяемый для предприятий, зарегистрированных в ЭЭР «Алтай» и СЭЗ «Алтай» (24).

Местные налоги

0%

Налог на прибыль

13%

НДС

Льгота

Налог на пользователей автодорог

0.5%

При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что:

для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. дол. США;

для нормального обустройства таможенно-торговой зоны требуются вложения порядка 10-15 млн. дол. США.

Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России). Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории города (28).

Отдельно следует отметить создание международной специальной экономической зоны. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, КНР и КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить этот путь.

2.2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в (28, стр. 8), согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития).

Реферат опубликован: 17/06/2009