Страница: 5/14
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных экономических зонах в Российской Федерации» (33), что связано с проблемами, рассматриваемыми ниже.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
По утверждению (22), для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.
Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:
политическая стабильность;
инвестиционные гарантии;
качество инфраструктуры;
квалификация рабочей силы;
упрощение административных структур;
Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.
Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3):
привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
создание экспорто-ориентированных производств;
повышение занятости населения;
формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.
Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» (19) предусматривает достижение следующих целей:
обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
укрепление единого экономического пространства России;
развитие внешнеэкономических связей России;
развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;
обеспечение экономической безопасности области.
Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;
государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;
Реферат опубликован: 17/06/2009