Страница: 6/14
структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;
обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз
При этом можно указать также на некоторые геополитические цели создания СЭЗ:
налаживание и уклепление международных связей РФ на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, «врастание» России в мировое хозяйство;
укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин и др.);
путём повышения уровня жизни населения в отсталых и депрессивных регионах поддержание политической стабильности в стране.
Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.
2.3. Практический опыт функционирования СЭЗ на примере Калининградской области.
«Теория без практики мертва». Соглашаясь с этим утверждением, видится необходимым проанализировать деятельность одной из реально существующих российских экономических зон. В качестве примера выбрана одна из старейших СЭЗ в России - СЭЗ «Янтарь», а ныне Особая экономическая зона Калининградской области.
Согласно положению о СЭЗ «Янтарь» (21), принятому в сентябре 1991 года, целями её создания было ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.
Главные отличительные черты рассматриваемой зоны:
выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территории гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» (3). Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ или, позднее, ОЭЗ и прогноз последствий принятия нового закона, проведенный в (29), показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других «старых» СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально-экономических проблем. При этом:
годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;
зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;
довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово-посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в регионе;
положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда других «старых» СЭЗ и регионов, не имевших льготного режима: область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по объему реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели существенно меньше, чем в среднем по России;
ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;
Реферат опубликован: 17/06/2009