Характеристика стран Северной Европы

Страница: 10/31

Из других культур наиболее значитель­ные площади занимают картофель, са­харная свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется маргарин.

Пахотные земли расположены глав­ным образом на юге страны, а также на низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове Сконе и на островах Эланд и Готланд.

Кроме того этот наиболее быстро вызревающий злак-главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточены в средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы наиболее об­ширны на равнинах Сконе и на востоке Средней Швеции, в Эстергётланде. Глав­ный картофельный район — южные склоны Смоланда с сухими песчаными почвами. Наиболее требовательная к по­чве и климату сахарная свекла возделывается почти исключительно на полу­острове Сконе. Доля сеяных трав в пахот­ном клине возрастает с юга на север, достигая в Северной Швеции 3/4 обра­батываемой площади.

Сельское хозяйство Швеции отличает­ся высокой степенью механизации

Транспорт.

Железнодорожные перевозки составляют почти 2/3 всего внутреннего грузооборота. Общая протяжён­ность железнодорожной сети (1955) 16,4 тыс. км (13,2 тыс. км ши­рокой и 3,2 тыс. км узкой колеи), в том числе 7,0 тыс. км, или 42% , электрифицировано. По степени электрифи­кации железнодорожного транспорта Швеция занимает 2-е место в мире (после Швейцарии). Государству принадлежит свыше 90% всей железнодорожной сети Швеции, в том числе около 93% электрифицирован­ных линий. Основу железнодорожной сети составляют магистрали, соединяющие крупнейшие города между собой (Стокгольм — Гетеборг — Мальмё — Стокгольм) и северная магистраль от Стокгольма до границы с Фин­ляндией, а также грузонапряжённые рудовозные линии Кируна — Нарвик, Елливаре — Лулео и Гронгесберг — Окселёсунд (железная руда состав­ляет 45—50% всего грузооборота шведских железных дорог). Швеция связана с помощью морских железнодорожных паромов регулярным железнодорожным сообщением с Да­нией и Германской Демократической Республикой. Автомобильный парк в 1956 насчитывал 737 тыс. легковых автомашин, 123 тыс. грузовых и авто­бусов. Развито междугородное автобусное сообщение.

Морской транспорт обслуживает значительную часть внутреннего грузооборота (около. 15%) и имеет решающее значение во внешней торговле Швеции,9/10 которой идёт морским путём. По тоннажу шведский торговый флот занимает 10-е место в мире (около 3% мирового торгового тоннажа). Для торгового флота Швеции характерны высокий удель­ный вес теплоходов (около 80% всего тоннажа) и большая доля специализированных судов — танке­ров, рудовозов и лесовозов. Крупнейшими морскими портами Швеции являются Гётеборг (грузооборот 5,4 млн. тонн в 1954), Стокгольм (5,0 млн. т), Лулео (3,5 млн. т) и Мальмё (2,2 млн. т).

Внешнеэкономические связи

Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз (ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта Швеции. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.

До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски могли быть распределены на больший объем продаж.

Реферат опубликован: 7/09/2006