Страница: 25/31
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства (до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом ячмень и овес). Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40% населения.
Важное место в экономике занимает рыболовство, которое является отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов- второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних пор являются источником благосостояния стран Северной Европы.
Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из-за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в постоянном государственном финансировании.
ТРАНСПОРТ.
Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения, сильной изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более 1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав мира По тоннажу торгового флота она стоит на 5-м месте.
После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот был восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего американских, займов, господствующее положение в нем заняли монополистические концерны, которые владеют целыми флотами теплоходов и турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы, например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса. Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т различных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные порты - Осло, Берген ,Ставангер.
Протяженность и транспортная роль железных и автомо6ильных дорог довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных , составляет 4,24 тыс. км, из которых несколько более половины электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром.
Протяженность автодорог - 79,8 тыс. км. В стране насчитывается 1,3 млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые.
Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Норвегия стоит на одном из первых мест в мире по перевозкам пассажиров на самолетах (в расчете на душу населения.)
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность.
Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70-х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50 млрд. кубометров в год.
Реферат опубликован: 7/09/2006