Страница: 2/8
Значение военно-технической политики сейчас существенно возросло. Это объясняется тем, что российские армия и флот создаются как бы заново. Та часть Вооруженных Сил, которая нам досталась от бывшего Союза, не полностью отвечала требованиям надежной защиты Российской Федерации в ее новых государственных сухопутных, морских и воздушных границах. Группировки войск в европейской части нашей страны мало соответствовали новым оборонительным задачам. Уровень технической оснащенности этих группировок кое в чем оказался существенно ниже, чем техническая оснащенность войск, "приватизированных" государствами ближнего зарубежья. За пределами России осталось большое количество самых современных вооружений: боевых и военно-транспортных самолетов и вертолетов, танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты, реактивной и ствольной артиллерии, средств ПВО, инженерного оборудования, техники разведки, связи, радиоэлектронного противодействия, некоторых элементов системы предупреждения о ракетном нападении и др. Значительная часть стратегических резервов и запасов, важнейшие элементы инфраструктуры, особенно системы управления, тыла и транспорта, остались на территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины, Закавказья и Средней Азии.
Чтобы снизить негативные последствия дезинтеграции Вооруженных Сил Союза ССР и обеспечить строительство новой, мобильной, хорошо оснащенной армии, потребуются огромные усилия и средства. Ясно, что без строгой, последовательно проводимой и четко реализуемой военно-технической политики не обойтись.
До распада СССР на Суверенные Независимые Государства военно-техническая политика в стране была единой и проводилась Министерством обороны и оборонными отраслями промышленности под руководством и жестким контролем со стороны высших партийных и государственных органов: ЦК КПСС и Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР. Сейчас, когда дезинтегрировались наши Вооруженные Силы, распалась союзная оборонная промышленность и не стало органа, ответственного за проведение единой военно-технической Политики, многочисленные НИИ и КБ начали терять ориентиры, нарушилась нормальная работа оборонных отраслей, приходит в упадок кооперация промышленных предприятий, отлаженная годами и десятилетиями. Лишь в последнее время наметились положительные сдвиги в проведении единой военно-технической политики, хотя до успехов здесь еще далеко.
Неблагополучное положение дел в оборонной промышленности усугубляется еще и тем, что из-за нечеткой кредитно-финансовой политики и нехватки у заказчиков средств резко сократился объем заказов вооружения, а по некоторым направлениям закупка оружия и военной техники практически свелась к нулю.
У нас в России, например, в конце восьмидесятых годов соотношение между закупками вооружения и НИОКР и содержанием войск было 3:2 в пользу закупок вооружения и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В последние годы это соотношение изменилось в пользу затрат на содержание Вооруженных Сил, что явилось следствием переориентации оборонного бюджета на социальные нужды армии, хотя это и не поддерживается частью руководящих военных кругов.
Как в России, так и в других странах Содружества недостаточно продуманная и обеспеченная, а потому и буксующая конверсия негативно сказывается на положение дел в оборонной промышленности. Уровень производства большинства видов вооружений упал настолько, что оно стало нерентабельным для многих предприятий. Заказывающие органы столкнулись с нарастающим потоком отказов заводов от оборонного заказа, прежде всего из-за систематических задержек платежей за изготовленную продукцию. Возникла угроза исчезновения значительной части оборонных предприятий или их перехода после вынужденной приватизации только на выпуск гражданских изделий (вопреки официальным требованиям).
Реферат опубликован: 30/01/2010