Страница: 7/8
И, наконец, совсем свежий случай. Некоторое время назад мы продали партию оружия Ирану, что оказалось не очень дальновидным, поскольку немедленно отразилось на российских торговых связях с многими странами Персидского залива (разумеется, негативно). Арабы этого региона дали понять, что они не склонны иметь одинаковую боевую технику с потенциальным противником, каким для них является Тегеран.
Предваряя торговую сделку, надо очень внимательно изучить экономическое состояние страны-покупателя, чтобы не повторять ошибок прошлого, когда военная техника поставлялась за рубеж за кредиты, без особой уверенности в их скором погашении, а то и безвозмездно, если поставки преследовали политические цели. Не случайно уже много лет в наших должниках ходят такие страны, как Ливия, Йемен, Сомали, Ангола, Вьетнам, КНДР, Сирия, Египет и др., не говоря уже об Индонезии, Судане и некоторых государствах бывшего Варшавского Договора.
Их суммарный долг исчисляется многими миллиардами долларов, и нет особых надежд, что в ближайшем будущем он значительно сократится. Видимо, и это показывает мировой опыт, основой торговых соглашений на поставку военной продукции должен быть главным образом не долгосрочный кредит, а предоплата или бартер в виде своевременного экспортирования в Россию товаров, представляющих для нас экономический, народнохозяйственный интерес.
Особая предусмотрительность должна быть проявлена при определении объемов продаваемого оружия. Невзирая на выгодность сделки, следует поставлять в те или иные страны такое количество вооружения и военной техники, которое не могло бы резко изменить баланс сил в регионе, стать основой потенциала агрессии.
Принимая решение продать партию оружия, надо исходить не только из экономической, политической и военно-стратегической выгоды и других подобных обстоятельств. Следует думать и о том, сможем ли мы регулярно поставлять запасные части для замены выбывшей из строя аппаратуры, обеспечивать необходимое техническое обслуживание как гарантийное, так и послегарантийное и проводить последующую модернизацию техники, если в этом возникнет необходимость.
Важной задачей военно-технической политики является повышение конкурентоспособности нашей оборонной продукции, особенно военной электроники; внедрение в приборы и аппаратуру новейших достижений в этой области, К примеру, лишь недостаточно высокое качество наземных систем слежения, обнаружения, наведения и приборного бортового оборудования отрицательно сказывается на масштабах сделок по продаже авиационный техники, несмотря на то, что сами самолеты успешно конкурируют с лучшими зарубежными образцами, включая французские "Миражи" и новейшие американские истребители, истребители-бомбардировщики и палубные штурмовики.
В-пятых, военно-техническая политика должна постоянно учитывать отсутствие в стране свободных людских ресурсов для службы в Вооруженных Силах, все увеличивающийся дефицит призывных контингентов и как следствие требования, по уменьшению численности армии и флота. В этой связи она должна уделять внимание улучшению эргономических характеристик вооружения и военной техники; в системах "воин-машина", иначе говоря, созданию такого оружия, которое было бы удобно в обращении, экономило воинский труд, делало его более производительным, творческим, привлекательным, требовало минимального обслуживающего персонала за счет механизации трудоемких процессов, комплексирования операций при подготовке к бою и при его ведении. Пока, как известно, автоматизация и механизация нередко не только не ведут к сокращению личного состава, а, напротив, вводят в боевые расчеты дополнительные рабочие места для обслуживания! новых элементов техники, особенно вычислительной.
Реферат опубликован: 30/01/2010