Страница: 6/8
В России имеется огромное количество оружия устаревшего, малоэффективного по современным понятиям и очень недешевого в эксплуатации и хранении. Это многотысячный парк танков, сотни самолетов и вертолетов различного класса и назначения, артиллерийские орудия и боеприпасы, десятки надводных кораблей и подводных лодок. Военно-технической политике надо дать ответ на вопрос о возможности дальнейшего использования части этого оружия в войсках и на флотах, его модернизации, если в этом есть экономическая целесообразность, или утилизация, хотя, как показывает практика, это очень недешевый и подчас весьма трудоемкий процесс. Особенно тогда, когда речь идет о вредных химических соединениях, токсичном горючем, взрывчатых веществах и др., не говоря уже о расщепляющихся материалах.
Военно-техническая политика должна высказывать свое суждение в отношении продажи за рубеж оружия как устаревшего, так и современного - важного источника пополнения наших государственных валютных запасов. Это тем более необходимо, что за последние три года произошло снижение объемов экспорта российского вооружения в мировом объеме его продаж с 38 до 17% . Освободившуюся "нишу" тут же заняли США и другие развитые капиталистические страны, увеличив тем самым объем продаж своего подчас не самого совершенного оружия. Снижение экспортных поставок российского оружия произошло главным образом благодаря хаосу и неразберихе в нашей внешней политике на рубеже 1989-1991 гг., нерасторопности и отсутствию должного профессионализма внешторговых организаций России.
Надо, чтобы эти ведомства были теснее связаны с Министерством обороны и предприятиями оборонной промышленности, настойчивее искали формы соединения их интересов с требованиями, особенностями и тенденциями внешнего рынка, выступая не просто посредниками, активными участниками решения народнохозяйственных, в том числе и оборонных задач.
Сейчас многие страны третьего мира вновь проявляют к нашему вооружению и военной технике большой интерес, особенно такие, как Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Немалым спросом пользуются российские самолеты-истребители, зенитные ракетные системы ПВО, ствольная зенитная артиллерия типа "Шилка", танки с газотурбинным двигателем, бронетранспортеры и боевые машины пехоты, различное инженерно-саперное оборудование, некоторые образцы электронной техники, аппаратура связи и другие средства, главным образом оборонительного плана.
Торговать оружием, разумеется, надо крайне осторожно, учитывая не только конъюнктуру рынка, но и политическую ситуацию в том или ином регионе. В этой связи нельзя не вспомнить историю более чем двадцатилетней давности, которая сложилась на Аравийском полуострове.
Связав себя обязательствами продавать оружие обоим Йеменам, мы не учли, к сожалению, возможности начала боевых действий между этими государствами, хотя отношения между ними были крайне натянутыми уже продолжительное время. И когда йеменцы начали войну друг против друга, мы оказались в очень сложном положении. Вопреки здравому смыслу нам пришлось поставлять оружие и той и другой стороне, а также содержать там советских военных советников и технических специалистов. Нет нужды говорить, что все это крайне неблагоприятно отразилось на международном престиже СССР.
Многим памятна неудачная попытка продать Индии криогенные ракетные двигатели и резко отрицательная реакция США на эту сделку, после которой сделка не состоялась. Этого унизительного для России случая могло и не быть, если бы российские компетентные органы заранее просчитали все последствия нашего шага и заблаговременно предприняли необходимые дипломатические меры для обеспечения нормального хода коммерческой акции.
Реферат опубликован: 30/01/2010