Страница: 5/8
Говоря об экономии средств при разработке и производстве вооружения, надо иметь в виду, что ни саму стоимость, ни эффективность (в смысле боевых качеств) нельзя отдельно класть в основу выбора той или иной системы или образца, поскольку чрезмерное завышение тактико-технических требований (в чем нередко грешит заказчик) может привести к резкому возрастанию стоимости, а стремление к созданию очень дешевого оружия - к снижению боевых качеств. Поэтому при заказе того или иного образца вооружения и выработке тактике- технических требований к нему целесообразно брать за главный критерий не стоимость и боевые качества в отдельности, а их соотношение между собой. Важно при этом помнить, что, начиная с некоторого уровня, дополнительное вкладывание средств в разработку и производство выбранного образца дает относительно малое повышение его эффективности. Действие закона маргинальных приращений, характеризующее данное явление, довольно хорошо изучено в наших НИИ. Там же выработаны математические выражения боевых качеств различных систем вооружения, вполне приемлемые для практических расчетов на ЭВМ, а также созданы соответствующие таблицы и графики для использования данных ЭВМ в последующей работе.
Более или менее удачному соотношению "стоимость - эффективность" отвечают последние разработки истребителя-штурмовика Су-30 МК, боевых вертолетов Ми-28 и Ка-50, противотанкового комплекса "Штурм-С", семейства зенитных ракетных комплексов "Тор", "Ока" и новейшей модификации ЗРК-С, систем залпового огня "Ураган" и особенно "Смерч", а также некоторых других образцов высокоточного оружия.
Очень важно в целях дальнейшего повышения качества оружия и боевой техники всемерно развивать упреждающее оперативное, научно-техническое и экономическое обоснование требований к вооружению, причем не только в КБ и НИИ, но и привлекая для выполнения этой задачи ученых и специалистов военно-учебных заведений, штабов и учреждений с широким использованием имеющейся там вычислительной техники.
И еще одно направление, над которым надо серьезно работать. Дело в том, что, как и прежде, многие наши образцы оружия и военной техники, к сожалению, отличаются малоподвижностью, повышенным весом, габаритами (часто не соответствующими железнодорожным и морским стандартам), излишней металле-, материале- и энергоемкостью, не говоря уже о дороговизне изготовления и сверхнормативных затратах людского труда на производстве. Для современной мобильной армии, которую планируется создать, эти недостатки недопустимы, и нашей конструкторской мысли на их устранение следует обратить самое серьезное внимание.
В-третьих, военно-техническая политика должна заботиться о стандартизации и унификации вооружения и боевой техники, совместимости и взаимозаменяемости их составных частей и комплектующих изделий, экономя на этом огромные силы и средства. Важную роль играет подготовка и внедрение в промышленность и в войска нормативно-технических документов, регламентирующих общие требования к оружию. В задачу военно-технической политики также входит определение основных направлений деятельности в области метрологии и сертификации, согласование радиочастотного спектра, обеспечение электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств. Немалым разделом военно-технической политики является контроль за соблюдением государственных стандартов, до сих пор остающимся слабым звеном в деятельности соответствующих органов.
В-четвертых, военно-техническая политика обязана предусматривать создание важнейших балансов между системами оружия армии и флота и их инфраструктурой, между новыми разработками и модернизацией имеющегося вооружения, между уровнями боевых характеристик систем вооружения и их эксплуатационными возможностями.
Реферат опубликован: 30/01/2010