Страница: 4/8
Военно-техническая политика не терпит субъективных, скороспелых, не проверенных практикой или глубоким анализом рекомендаций. В ее основе должны быть объективные данные, подкрепленные точным экспериментом, самой жизнью. Последнее необходимо особо подчеркнуть, поскольку в истории нашей армии нередки были случаи, когда выбор направлений развития вооружений определялся не закономерностями военного дела, потребностями боя и операции, а личными вкусами или привязанностями высоких администраторов. Бывало, что ни министр обороны, что ни главком вида Вооруженных Сил - то свои "высокие" соображения, свои "секреты", свое предвзятое отношение к тому или иному виду Вооруженных Сил, роду войск или типу оружия, свои индивидуальные решения. В результате - общими нередко оказывались лишь ошибки.
Иначе, как личными амбициями или некомпетентностью, нельзя объяснить повальное увлечение в пятидесятых-шестидесятых годах развитием ракетного вооружения в ущерб строительству танковых войск, артиллерии, авиации. То же произошло в семидесятых-восьмидесятых годах в отношении развития Военно-Морского Флота, когда огромные средства были затрачены на постройку авианосных кораблей большого тоннажа без достаточно весомых обоснований преимуществ их стратегического и оперативного использования. Весьма сомнительным явилось исключительно дорогостоящее строительство стационарной системы противоракетной обороны вокруг столицы России с мизерными возможностями поражения сложных баллистических целей в условиях массированного ракетно-ядерно-го удара и сильной помехой обстановки. Таких примеров можно привести немало: все они в той или иной степени негативно повлияли на поступательное развитие Вооруженных Сил, их гармоничное строительство, истощая без нужды ограниченный оборонный бюджет.
Нередко тормозом научно-технического прогресса в армии становилась и сама оборонная промышленность, лоббируя разработку того или иного вида оружия или навязывая войскам слабое, малоэффективное и дорогое вооружение, недостаточно проверенное на стендовых и полигонных испытаниях. В результате мощного нажима различных руководящих инстанций, вопреки требованиям Министерства обороны бывшего Союза, такие образцы запускались в массовое производство и внедрялись в войска, а потом годами дорабатывались заводскими бригадами непосредственно в частях. Это приводило к напрасным затратам средств, отвлечению специалистов промышленности от работы непосредственно на производстве, а в войсках - к срывам плановых занятий по боевой подготовке и как следствие к снижению уровня их повседневной боевой готовности.
Характерно, что многие системы оружия и боевой техники, находясь в частях, соединениях и на кораблях долгие годы, так и не были приняты на вооружение из-за твердой негативной позиции военных (истребитель МиГ-19, система управления частями ПВО "Воздух-lc", некоторые типы эскадренных миноносцев и больших ракетных кораблей, зенитная ракетная система С-25, развернутая на обороне Москвы, и др.).
Во-вторых, военно-техническая политика должна обеспечить союз промышленности с наукой в интересах создания новых, передовых технологий и прогрессивных материалов и как следствие таких образцов вооружения, которые бы долго морально не устаревали, чтобы каждый вид оружия при наименьших затратах средств на его разработку, производство и эксплуатацию обладал наиболее высокими тактико-техническими возможностями, в первую очередь мощными поражающими свойствами, помехозащищенностью, удобством управления и обслуживания. Не менее важными качествами являются хорошая ремонтоспособность, большие гарантийные сроки эксплуатации, устойчивость работы в экстремальных условиях.
Реферат опубликован: 30/01/2010