Страница: 2/6
Кто бы поверил, дольной тьмой объятый,
Что здесь священных светов торжество
Рифей- троянец разделил как пятый?3
Безусловно, по мнению Балашова Н. И., что «к концу своего творческого пути Данте во все возрастающей степени становится поэтом Возрождения».4
Судьба его произведений тоже не однозначна, его всегда знали как создателя «Комедии», забывая о «Новой жизни», которая была написана 1295 году, но полностью опубликована лишь в 1576, по
1Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М.: Наука.-1978.-С.68.
2Балашов Н. И. Данте и Возрождение// Данте и всемирная литература. – М.:1967.-С.12.
3 Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир/ Пер. с итал. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК».- 198.-С.410.
4Балашов Н. И. Указ. соч. – С.15.
глубине и противоречивости переживаний, по мнению многих исследователей, он мог бы соперничать с Петраркой.
Данте вошел в итальянскую поэзию на волне нового направления, названным им «сладостным новым стилем». Истоки этого стиля лежат у провансальских трубадуров и их итальянских подражателей
XIII века. Характерной чертой этого направления была ангелизация прекрасной дамы, надо сказать, что в реальность Беатриче долгое время никто не верил.
Надо сказать, что во времена Данте большое распространение получила идея Бернарда Клевроского (1091-1153) о восполнении пустоты в рае, которая образовалась при падении Люцифера, праведниками ( блаженными душами). Гвидо Гвиницелли (один из ярких представителей «сладостного» стиля) и Данте решили, что их дамы сердца достойны места в раю! ««Канонизация» прекрасных дам была произведена светскими людьми, без благословения церкви. В этом проявился дух той эпохи, которую можно назвать «предренессанской»».1 Эту идею Данте развивает в «Комедии», он стал судьей светских и духовных владык, в эмпире уготовано место для Генриха VII, а в ад сведут недостойных римских первосвященников.
Была прямая связь между «сладостным новым стилем» и философскими идеями, они обращались к мыслителям различных направлений и принадлежащим к разным эпохам (Фома Аквинский, Аверроэс). Данте был аверроистом, по его представлениям Амор - болезнь, но понятие любви у него со временем трансформируется. По теории господствовавшей в то время, есть несколько степеней любви: божественная, ангельская, духовная, душевная и физическая. Она была сведена к трем основным категориям: низшая, земная «интеллектуальная» и небесная. Данте проходит все три ступени, но стремление к высшей – небесной было с самого начала. Друг Данте Гвидо Кавальканти писал: « Первая стрела приносит наслаждение и разочарование, вторая же стремится к великой радости, которую должна принести третья».2 Данте всегда был готов отказаться от земной любви, может, поэтому Беатриче даже в «Новой жизни» кажется ирреальной.
«Новая жизнь» – первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывшая читателю сокровенные чувства автора.
1Голенищев - Кутузов И. Н. Данте и «сладостный новый стиль» // Данте и всемирная литература. - М.:1967.-С.72.
2Голенищев – Кутузов И. Н. Указ. соч.-С.66.
«Божественная Комедия» вызвала бурю споров, досконально вникающих в каждый ее аспект, но у всех и всегда складывалось свое, в большинстве случаев, неповторимое мнение. Вопрос жанровой особенности произведения не нов, но при всем обилии литературы до сих пор не раскрыт. Таким образом, актуальность работы состоит в том, чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться дать определение жанру «Божественной Комедии».
Целью работы является раскрытие проблематики жанровой принадлежности «Комедии» в научной литературе. В задачи входит: 1) поиск литературных истоков произведения;
Реферат опубликован: 23/10/2007