Страница: 5/6
«Жить по-скотски, а по-людски не мог,
Да мулом был и впрямь; я – Ванни Фуччи,
Зверь из Пистойи, лучшей из берлог».1
«По окончанье речи, вскинув руки
И выпятив два кукиша, злодей
Воскликнул так: «На, Боже, обе штуки!»2
Здесь даже можно подставить под вопрос поговорку, что горбатого могила исправит, Фуччи как был богохульником, так и остался, а, на мой взгляд, еще более озлобился, но ему нельзя отказать в смелости и силе.
Вопрос о справедливости названия «Комедии» комедией уже решен в научной литературе (Елина Н. Г.), она правомерно названа так, ее конец радостен, а во времена средневековья комедией считалось произведение, которое имеет радостный конец, а трагедией – грустный. С современной точки зрения я бы вряд ли назвала ее даже трагикомедией, в комедии подразумевается смех, веселье, а шедевр Данте должен вызывать другие эмоции.
По мнению группы ученых, с точки зрения жанра «Божественная комедия» – это « видение» и вряд ли стоит придумывать другое обозначение. Но «видение» – жанр, развивающийся на протяжении всего средневековья, отличается большой емкостью, кроме религиозных видений, были видения – памфлеты, видения – аллегории, видения сказочного, приключенческого типа и видения описательные.3 Для великого русского поэта Майкова жанр видений ассоциировался с «Комедией», она во многом освобождала сознание от логики. Данте впитал самое лучшее из средневековья, а жанр видений был обширен и ограничен одновременно, не предусматривал внутреннего движения. Для этого был эпос. Гений Данте никогда не
1Данте А. Указ. соч. – С. 123.
2Данте А. Там же. - С. 124.
3Елина Н. Г. О художественном своеобразии «Божественной комедии» // Данте и всемирная литература. – М.: Наука. – 1967.-С.87.
мог уместиться в жесткие рамки того или иного жанра.
Западные и русские романтики рассматривали Алигьери как своего предтечу, поэма Данте – огромная метафора: ад – не только место, но и состояние душевных мук. Надеждин Н. П. писал в своей диссертации, что в поэме « представляется полный и цельный отпечаток всего романтического мира. <…> В ней творческий гений разоблачил человеческую природу от телесного покрова. <…> Это действительная биография человеческого духа…».1 Кто, заключал диссертант, посвящен в таинство «Божественной комедии», тот может сказать о себе, что он открыл вход во внутренние святилище романтической поэзии.2
Жанр «Комедии» С. П. Шевырев определял как лиро-символическую поэму и подчеркивал, что это свой собственный тип поэмы, сочетании поэзии и религии (Данте называли великим философом и богословом). Языческая мифология утратила свой первоначальный смысл, Вергилий уже не тот, который был во времена Древнего Рима: «Нет, это Вергилий средневековый, облаченный в новое звание мистика, это Вергилий – маг о котором сохранилось и теперь устное предание в простом народе Италии… это Вергилий заклинатель, который знается с подземным миром, сходил в Ад еще до пришествия Спасителя»3 Сочетание религии и поэзии очень важно для романтиков, для них великий художник – великий мифотворец. «Данте один из творцов «вечных мифов», ибо его поэма, «взятая всесторонние, не есть отдельное произведение одной своеобразной эпохи, одной особой ступени культуры, но есть нечто значительное, что обуславливает ее общенациональностью, которую обуславливается ее универсальным характером… обуславливается, в конце концов, формой, которая представляет собой не специальный, но общий тип созерцания универсума.»4
Данте не всегда приносил земное в жертву ради небесного, а вера, надежда, любовь – это три столпа его мира, он сохраняет веру в возможности человека:
Реферат опубликован: 23/10/2007