Страница: 3/6
2) и разнообразных мнений по этому вопросу.
В процессе работы встала необходимость в использовании литературных терминов. Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения; в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной науки или мировой литературы вообще.1
А в первой главе широко используется понятие эпос. В широком смысле слова это один из трех родов литературы, наряду с лирикой и драмой, то есть повествовательный род, включающий в качестве жанровых разновидностей сказку, новеллу, повесть, героический эпос. Эпос в узком смысле – это именно героический эрос, устный и книжный. Он дошел до нас в виде обширных эпопей, отчасти сгруппированных в определенные циклы; в стихотворно-песенной, смешанной и реже – прозаической. К героическим характерам эпоса неприменима ни индивидуалистическая интерпретация их как изолированных от общества искателей подвигов, ни наивное представление о них как о дисциплинированных «солдатах», подчиняющих свою волю сверх личным целям коллектива.2
1 Краткая Литературная Энциклопедия Том №2.-М: изд-во «Советская энциклопедия»,1964.- С. 914.
2 Указ. соч. Том№8.-М,1975.-С.927-929.
Глава 1Литературные истоки «Комедии».
Большинство ученых пишет о сплаве христианского (средневекового) и античного пластов, из сплава, получаемого из них, Данте создал свою собственную меру «своеобразный камертон»1 на который он настраивается в своем повествовании. Надеждин Н. П. находил тесную связь с античной поэзией. По его мнению, об этом свидетельствует обилие мифологических образов и зримые предметно-чувственные детали, но в то же самое время отмечал «непроницаемый мрак аллегорического мистицизма»2 (звери в Аду, аллегорические фигуры в Чистилище).
Интересен вопрос об избрании провожатым Вергилия в первых двух частях путешествия, главная причина этого, как почти все признают, это воспоминание о VI песне «Энеиды», здесь присутствует свидетельство тайного знания. Но Вергилий не был первым: путешествие Одиссея в Страну Теней, схождения Орфея в Ад- все это имеет тесную связь с мистериями античности. Смерть и нисхождение в Ад, воскресение на Небеса - есть дополняющие друг друга действия, первое - необходимая подготовка ко второму. Очень интересно исследование Рене Генона, в котором говорится об исламских корнях нисхождения в Ад: «… в исламе мы встречаем эпизод «ночного путешествия» Мухаммеда, так же включающий нисхождение в инфернальные места, а затем восхождение в различные раи или небесные сферы; определенные черты этого «ночного путешествия» представляют с поэмой Данте до такой степени поразительное сходство, что некоторые исследователи хотели в нем видеть один из принципиальных источников вдохновения поэта… такие совпадения вплоть до точных деталей не могли быть случайными, и мы имеем основание предположить, что Данте действительно был вдохновлен в значительной мере повествованием Мухаммеда.»3
Мы уже упоминала о том, что «Комедия» выросла из клерикальной литературы, провансальской и куртуазной культуры, «сладостного нового стиля». Любовь, пронизывающая миросозерцание зрелого поэта, родилась из юношеской «болезненной» любви к Беатриче,
1Акелькина Е. А. Данте и Достоевский // Проблемы метода и жанра. - Томск: Изд-во томского ун-та.-1983.- с.244.
2Асоян А. А. Указ. соч. – С.30.
3Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. -№8, 1991.-С.147-148.
чистота и одухотворенность достигла полного раскрытия в любви к Богу в третьей части «священной поэмы». Беатриче из дамы сердца трансформируется в святую женщину и, по мнению Гревса Н. М., «в символ Софии Премудрости Божией, соединяющей творение с Творцом»1. Отношение поэта и возлюбленной, писал, например,
Реферат опубликован: 23/10/2007