Страница: 10/12
Монеты, этот наиболее доступный для наблюдений носитель государственных эмблем, после 1832 года знакомят еще с одной формой герба: на поднятых вверх орлиных крыльях — земельные гербы, по три на каждом крыле, в середине, на груди орла, все тот же св. Георгий, окруженный цепью первого русского ордена. В чем же здесь необычность? С подобной трактовкой мы познакомились еще в царствование Петра I. Необычность в «комплекте», составляющем шесть гербов. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского, Киевского помещены гербы царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского остались.
Начало следующего этапа «реконструкции» государственного герба Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом.
Одним из существенных препятствий для исполнения рисунков гербов в Гирольдии являлось отсутствие в ней квалифицированных живописцев. Опять же не хватало «ученого геральдика». Такового не было даже в Академии наук.
Такого «гербоведца» нашли среди иностранцев, служащих в России. Бернгард (Борис Васильевич) Кене, сын берлинского еврея, принявшего реформаторское вероисповедание, появился в Петербурге в 1845 году. К этому времени Кене, несмотря на свою молодость, был известен в Европе как «ученый нумизмат». Он принимал участие в работе Берлинского нумизматического общества, издавал специальный журнал. Кене решил изменить нашего орла на австрийский лад, а вообще всю печать на манер прусской.
В 1864 году Кён назначается советником по ученой части императорского Эрмитажа. В то же время он приобрел в Германии титул барона. Скончался барон Кёне в чине тайного советника в 1886 году.
Особым комитетом при участии Кене как специалиста по геральдике, императору Александру II была представлена на утверждение целая серия гербов.
Большой государственный герб, кроме двуглавого орла и всадника, дополнялся многими атрибутами. Это были сень (мантия), щитодержатели, государственная хоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами царств и великих княжеств. Новшеством явился соединенный герб, т.е. в одном щите, разделенном вилообразно на три части, помещались гербы Киевского, Владимирского, Новгородского княжеств. Над сенью главного щита размещались еще щиты с соединенными гербами. А в самом низу главного щита помещен был впервые родовой императорский герб: щит, рассеченный, вправо — герб рода Романовых, влево — сложный герб Шлезви-Голштинский. Средний государственный герб отличался от большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов, помещенных над сенью. Малый же — отсутствием и сени, и окружающих главный щит гербов. Восемь гербов важнейших царств и княжеств, названия которых входили в императорский титул, размещены были на крыльях орла — по четыре на каждом крыле.
Многовекового всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так: «На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху копьем». В описании не отмечено главное изменение: всадник был повернут в непривычную глаза сторону — влево от зрителей.
После присоединения Туркестана государственный герб должен был пополниться новым титульным гербом. Новые проекты большого, среднего и малого гербов, скомпонованные с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображавшие с более густым оперением на крыльях, утверждены императором Александром III: большой государственный герб — его подлинный рисунок исполнен академиком А. Шарленанем — 24 мая 1882 года, средний и малый — 23 февраля 1883 года. Подлинные рисунки государственных гербов должны были вечно храниться в Гербовом отделении Департамента герольдии Сената.
Реферат опубликован: 19/09/2006