Страница: 6/12
Возможен и другой вариант (на нем настаивает немецкий ученый М. Хельманн): двуглавы орел был непосредственно заимствован из Священной римской империи. Однако оба объяснения исключают факт заимствования русского герба из самой Византийской империи. Повторим, что Палеологи не употребляли эту эмблему как геральдическую, для них она была признаком принадлежности к высшей знати.
Нельзя не упомянуть и еще об одной возможности заимствования Москвой этого символа власти не непосредственно, а через Тверь. В Тверском княжестве, энергично и быстро усваивавшем и европейские, и византийские традиции, рано создавшем собственные историко-государственные легенды, двуглавый орел проник на печати Михаила Борисовича, княжившего в 1461-1486 годах. На лицевой стороне был изображен двуглавый орел, а на обороте расположена строчная надпись «ПЧТ//КНЗА В//ЛКОГ М//…ХАIЛА»[4]. На его же монетах впервые возникло сочетание изображений всадника и птицы, правда, еще одноглавой, в профиль и «летящей вправо», т.е. уже хорошо знакомого одноглавого орла.
В конечном итоге не так существенно, каким ветром занесло двуглавого орла на Русь Ивана III — западным, юго-западным, с остановкой в Твери, Морее, Крыму или без нее, важно другое: в оформлении своей государственной символики Русь пользовалась тем изображением, которое наилучшим образом в тот период выражало идею ее государственности.
Однако двуглавый орел в момент своего проникновения на Русь в качестве государственной эмблемы не занял того места, какое он получил позднее.
Если на печатях 1497 года двуглавый орел занимает, можно сказать, второстепенное положение, то на медных деньгах — пулах — господствует безраздельно или почти безраздельно. Пула Москвы, Твери, Новгорода и Пскова конца XV века, когда, по П.Г. Гайдукову, началось целенаправленное создание общерусской денежной системы, представляют именно двуглавого орла. На всех этих пулах он в позе, ставшей геральдической классикой, — фронтально к зрителю с распростертыми крыльями и коронами на голове.
Одно можно утверждать с полной определенностью. Идеологи русской государственности конца XV века свободно кроили геральдическое платье, достойное своего «короля», из воздуха, которым дышали все их соседи, и из идей, которые витали в этом воздухе. Эпоха созидания государств Нового времени рождала символику, уходившую своими корнями в прошлое, ею и воспользовались русские государи.
Их выбор оказался достаточно удачен. Почти полутысячелетняя история «жизни» орла на великокняжеской, царской, императорской и республиканской почве — веское тому доказательство.
Четырехсотлетний юбилей русского государственного герба был торжественно отпразднован в XIX веке. Мы стоим уже накануне его 500-летия. За это время его форма и смысл менялись неоднократно, но идею государственности России орел выражал исправно, хотя и с вынужденным перерывом.
В XVII веке к двуглавому орлу и всаднику, поражающему дракона, добавляются новые элементы, вошедшие впоследствии в государственный герб. Прежде всего, это третья корона над (между) двумя головами орла. «Прибавление» произошло в 1625 году при царе Михаиле Федоровиче, Наличие третьей короны получило идейное обоснование при царе Алексее Михайловиче. Первый же Романов мог руководствоваться советами западноевропейских мастеров, резавших матрицы для его печатей. На несомненное их участие в создании атрибутики власти русского царя указывает и необычная для русского взгляда «постановка» всадника, который на груди двуглавого орла изображался повернутым влево от зрителя, т.е. в соответствии с геральдическими правилами, принятыми в Западной Европе.
Реферат опубликован: 19/09/2006