Страница: 9/12
Упорядочение цветовой гаммы русских гербов началось с момента развернутых правительством Петра I геральдических работ и самого активного участия в них пьемонтского дворянина, поступившего на службу к русскому царю и стоявшего у истоков российского герботворчества — Ф. Санти.
Сенатский указ 1726 г., в котором речь шла о новой государственной печати для наследницы Петра Великого на императорском троне — Екатерины Первой, вполне четко «фиксирует» цвета фигур государственного герба: «…Для печатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красном поле, а вокруг той печати надписание: Божиею милостию Екатерина Императрица и Самодержица Всероссийская».
В течение XVIII века «ездец» чаще всего трактуется как св. Георгий и уже воспринимается как герб Москвы, так что в екатерининском указе 1781 года о гербах городов Московской губернии герб губернского города сопровождает следующее описание: «Святой Георгий на коне, против того ж, как в середине государственного герба, в красном поле, поражающий копием черного змия»[5].
В самом начале века государственный герб Российской империи чуть было не подвергся очень существенным переменам. Это должно было произойти в правление император Павла I.
Рассматривая «геральдическую» деятельность Павла I и последующие меры, предпринимавшиеся царским правительством на протяжении XIX столетия в отношении гербов, действительно соглашаешься с тем, что с конца XVIII века начинается новая эра геральдики. Это эра использования института герба почти исключительно в целях укрепления идеи самодержавия, поддержания престижа царской власти, ибо герботворчество включается в систему правительственных мер по усилению централизации и бюрократизации государственного аппарата. Павел впервые из всех русских монархов венчался на царство вместе с супругой. Он задумал и осуществил, правда, только на бумаге, новый, более помпезный государственный герб. В 1800 году Павел повелевает изготовить манифест «О полном государственном гербе Российской империи».
Оригинал написан на двадцати листах пергамента: на первых четырех — текст манифеста, на пятом — изображение государственного герба, а далее следует подробное объяснение всех составляющих его частей. Герб поражает нагромождением атрибутов, пышностью, многочисленными заимствованиями элементов западноевропейской геральдики. Основное отличие нового герба — размещение титульных гербов не на крыльях двуглавого орла, а в одном большом щите, разделенном на сорок три щитка Этот большой щит расположен на груди орла. В государственном гербе появляется сень-наития, на фоне которой изображается орел, щитодержатели в виде фигур ангелов, знамена и пр. Все эти элементы были впоследствии заимствованы для нового государственного герба, который во второй половине XIX века утверждался как государственный герб Российской империи.
Геральдическим новациям Павла I не суждено было отчасти осуществиться, отчасти просуществовать более или менее длительное время. 12 марта 1801 года был опубликован манифест о кончине Павла I и о вступлении на престол его сына, Александра I, а 26 апреля этого же года — указ «О употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского». Прежний государственный герб восстанавливался в том виде, в каком он существовал до 1796 года.
В эпоху императоров Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто воплощалась в господствовавшем в то время стиле “Empire”. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах: в левой — венок и ленту, в правой — пучок стрел, факел и ленту. Щиток на груди орла, в котором помещен св. Георгий, имеет необычную, заканчивающуюся конусом форму, а цепь ордена Андрея Первозванного отсутствует. Отсутствуют и титульные гербы на крыльях орла или вокруг него. Кроме того, крылья орла распростерты, опущены вниз, т.е. изменили свое традиционное «состояние».
Реферат опубликован: 19/09/2006