Страница: 7/12
Третья корона, венчающая две коронованные головы орла, уже имелась на печати Лжедмитрия I, приложенной к записи, данной им Юрию Мнишку в 1604-1605 г.г. Но дело было в Польше, когда лжецаревич только еще готовился занять русский престол, и печать документа, по которому Самозванец должен был получить миллион злотых, руку дочери польского воеводы и пр., была изготовлена в Польше в соответствии с западноевропейскими художественными канонами. Крылья у орла подняты вверх (эта форма утвердилась при царе Алексее Михайловиче), корона королевская, западноевропейского типа, всадник на груди двуглавого орла повернут влево от зрителя.
Три короны сохранились в государственном гербе вплоть до падения Российской империи. Так же как скипетр и держава в лапах орла, добавленные в XIII веке. Короны, скипетр, держава — это реалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагали на голову победителя в состязаниях.
В отечественной литературе издавна существовала версия, что к силу наших царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому киевскому князю Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Конником. Исследования короны, больше известной как «Шапка Мономаха), показали, что этот головной убор (золотой, украшенный драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом) русских царей, по всей видимости, восточной (среднеазиатской) работы, датируется XIV веком. Лишь возникшая в конце XV – начале XVI веков легенда связала его с византийскими императорскими дарами.
Вместе с Шапкой Мономаха от византийского императора якобы был прислан и скипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Он считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства использовался античными правителями и должностными лицами, кроме императоров, например, римскими консулами. Скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государей во всей Европе.
Подобно скипетру, в качестве атрибута власти держава была известна русским государям с XVI века.
Венчание родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами, царским венцом митрополит или патриарх передавал царю в правую руку скипетр, а в левую — державу. При венчании на царство Михаила Федоровича, перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу — князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
В царствование Алексея Михайловича участились контакты России с иностранными государствами, это заставило русское правительство максимально приблизить дипломатическую атрибутику к западноевропейской.
В архиве сохранился документ, свидетельствующий, что Алексей Михайлович привлекал иностранных мастеров для изготовления государственных печатей.
Алексею Михайловичу принадлежит около десятка печатей с различным написанием титула. К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке — всадник, поражающий дракона: «воин на коне побеждает змея»; как сообщалось в «Росписи всем государевым печатям» XVII в.), в правой лапе орла — скипетр, в левой — держава, над головами орла — три короны, практически на одной линии, средняя — с крестом, форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом — символическое изображение воссоединения левобережной Украины с Россией.
Реферат опубликован: 19/09/2006