Страница: 10/14
Население Дальнего Востока имело активный прирост в конце XIX –начале XX века. Причины этого явления кроются в том, что в Европейской России процесс разорения крестьянства происходил в эти годы особенно быстро. Условно в процессе крестьянского заселения края (вторая половина XIX – начало XX века) можно выделить три периода: сухопутный (1858 - 1882), морской (1882 - 1902) и железнодорожный (1902 год). Правила для переселения на Амур, утвержденные в марте 1861 года и действовавшие с небольшими уточнениями до конца XIX века, объявляли Приамурье свободным для заселения всем российским подданным и предоставляли значительные льготы по прибытию на место. Переселенцы освобождались от государственных повинностей на 20 лет, от уплаты местных налогов на 3 года, а также от военной службы. Земля могла быть приобретена во временное пользование или в полную собственность. Временное пользование в течение 20 лет объявлялось бесплатным. На одну семью отводилось до 100 десятин земли, которые занимались по принципу «куда топор рубит, куда коса косит, куда соха ходит». Если переселенец желал приобрести землю в полную собственность, он платил по 3 рубля за десятину и размер участка не ограничивался. Половина денег, полученных от продажи земли за первые два десятилетия заселения края, пошла на строительство дорог, телеграфа, учебных заведений, церквей и так далее.
Несмотря на все трудности сухопутного пути через Сибирь новые правила переселения оживили людской поток на далекую окраину страны. По словам крестьян, они шли на Амур «искать жизнь». Но, кроме экономических причин были и иные. Первыми свободными переселенцами на Амуре стали раскольники-староверы. Здесь они не испытывали религиозных притеснений. К началу 30-х годов XIX века примерно половина населения Приамурья, включая и горожан, состояла из старообрядцев различного толка.
Был приток и представителей промышленных профессий: шахтёров, металлургов, железнодорожников, золотопромышленников, геологов, моряков. Переселение на Дальний Восток почти прекратилось в годы русско-японской войны, а прирост поселенцев происходил почти исключительно за счет оставшихся на жительство нижних чинов, уволенных в запас с сохранением за ними права в течение пяти лет возвратиться в родные края за казённый счёт.
На протяжении первых 20 - 25 лет после воссоединения Приамурья с Россией наиболее быстро заселялась Амурская область. Это было естественно, так как Амур был единственным путем сообщения, вокруг которого сосредотачивалась деятельность людей. Приморская область, административным центром которой был Николаевск, лежала также в пределах Амурского бассейна, но в более суровой по климату полосе. Южная часть области (Южно-Уссурийский край) был в то время в стороне от главных дорог.
Приморская область с 1858 года включала в состав 6 округов: Охотский, Николаевский, Софийский, Петропавловский, Гижигинский, Удский. В 1860 г. в составе области был образован Южно-Уссурийский край.
В 1884 году было образовано Приамурское генерал-губернаторство в составе Забайкальской, Амурской и Приморской областей с центром в городе Хабаровске. Это деление сохранилось до конца XIX века.
В 1859 - 1882 годах в Амурской области было основано 62 крестьянских селений, в Приморской области - 14. В целом в Приамурье прибыло за этот период более 14 тысяч человек, из них 5,7 тысяч обосновались в Приморской области. Хабаровка в те годы была селением, входившим в состав Софийского округа. Но выгодное расположение способствовало развитию транспортных и торгово-промышленных предприятий.
В 1872 году здесь был построен речной порт, открыта фактория Амурской компании со сферой деятельности от верховий Уссури до озера Ханка и до Николаевска. В 1868 - 1870 годах были открыты телеграфные линии, связавшие Хабаровку с Владивостоком и Николаевском. В 1880 году Хабаровка получила статус города. Сюда был переведён областной центр из Николаевска.
Реферат опубликован: 12/06/2008