Страница: 11/14
В 1884 году население города достигало почти 5 тысяч человек.
Но в целом в первый период края заселялся очень медленно. Тревогу вызывала и слабость военных сил Приамурья. К 1880 году здесь было 11,5 тысяч военнослужащих, в том числе и казаков. Между тем край приобретал всё более важное стратегическое значение. В 1882 году генерал-губернатор Восточной Сибири, в состав которой в то время входила и Приморская область, Г.Д.Анучин добился разрешения правительства на перевозку переселенцев морским путем.
Рейсы осуществлялись на судах Добровольного Флота по маршруту Одесса - Владивосток через Суэцкий канал. Морские перевозки начались с 1883 года. Они сократили время пути на Дальний Восток с полутора лет до 40 - 45 дней. «Морские» переселенцы оседали главным образом в Южно-Уссурийском крае. К 1899 году было основано 118 новых деревень. Всего с 1883 по 1900 год морским путём было перевезено около 55 тысяч человек.
В эти же годы продолжалось и сухопутное переселение. До Томска двигались по железной дороге, далее до Читы на лошадях и телегах, от Читы спускались на плотах. Коэффициент смертности у «сухопутных» переселенцев был выше, чем у «морских» (4,5% против 2,5%). Подспорьем делу заселения края стало разрешение с 1893 года оставаться здесь военнослужащим нижних чинов, уволенных в запас. За ними закреплялось право в течение нескольких лет возвратиться на родину за счет казны. Одновременно они получали надел земли и все переселенческие льготы. К 1897 году этим правом воспользовались 15 тысяч человек. Всего со времени присоединения Приамурья до начала XX века, то есть менее чем за 45 лет, сюда было переселено 126 тысяч крестьян. За это же время в состав Амурского и Уссурийского казачьих войск прибыло около 26 тысяч человек. Но, несмотря на видимый рост населения оно оставалось крайне малым по сравнению с тем пространством, которое занимал край. В то же время в пограничных с российским Приамурьем провинциях Китая проживало 13 миллионов человек.
Новый период заселения Дальнего Востока начинается в первые годы XX века. В 1900 году открывается движение по Забайкальской железной дороге, а в 1902 году - по КВЖД. Новые пути сообщения ускорили приток в край переселенцев. С 1902 года морские перевозки были прекращены. В связи с обострением международной обстановки на Дальнем Востоке, правительство России принимает решение об ускоренных темпах заселения края. Решение вопроса предполагалось в заметно упрощённом варианте. Если в 60-90 годы XIX века власти шли на значительные расходы и льготы для помощи переселенцам, то теперь речь шла о форсированной переброске огромной массы крестьянства (до 1 миллиона человек) в пограничные районы Приамурья. Из-за недостатка подготовленных для заселения земель принимается закон о сокращении норм надела. С 1 января 1901 года отменяется 100-десятинный семейный надел и предписывается нарезать по 15 десятин на мужскую душу. Тем самым дальневосточное крестьянство оказалось расколотым на старожилов-стодесятинников и новосёлов.
Война с Японией (1904-1905 годы) нарушила переселенческие планы. С января 1904 года по март 1906 года не только Приамурье, но и вся Восточная Сибирь были закрыты для переселения. В 1906-1907 годах начинается мощный приток новосёлов. С 1900 по 1913 год в Приамурский край прибыло около 300 тысяч крестьян из других частей страны. Национальный состав новосёлов отличался от старожилов. Если среди прибывших в край до начала XX века украинцы составляли 81,4%, русские 9,5%, белорусы- 5,6%, то у новосёлов эти показатели, соответственно были 69,9%, 11,7%, 11,6%. В числе других национальностей преобладали выходцы из Прибалтики.
За первые 13 лет XX века посевные площади Приамурья увеличились в 2,5 раза и составили 600 тысяч десятин. Производство зерновых возросло с 12 миллионов пудов в 1900 году до 36 миллионов пудов в 1913 году. Основная доля прироста падала на вновь освоенные земли. Но потребности края в зерне удовлетворялись лишь на 40%. Однако, следует помнить, что эти показатели были достигнуты в сложных природно-климатических условиях и всего лишь за несколько десятилетий после присоединения региона к России. Особенностью заселения края являлось то, что значительная часть переселенцев оседала в городах. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Европейской части страны горожане составляли 12,8% , в Сибири - 8,9%, в Амурской области - 27,3%, в Приморской - 22,7%. К 1915 году на карте Приморской области было более 6,3 тысячи населенных пунктов. В них проживало 316,3 тысяч человек, из них 43,5 тысяч человек - в Хабаровском уезде. На территории, относящейся ныне к Хабаровскому краю, находились три города: Хабаровск, Николаевск-на-Амуре и Охотск.
Реферат опубликован: 12/06/2008