Страница: 13/14
Однако одной из главных трудностей в развитии системы образования на далекой окраине страны была острая нехватка педагогических кадров. Их приглашение в край осложнялось невысокой оплатой труда, нехваткой благоустроенного жилья. С конца XIX века администрация края активно ставила вопрос о подготовке учителей в крае. В 1899 года начал работать педагогический класс при хабаровском Николаевском городском училище. Руководство классом поручалось инспектору училища И.И.Якимову. Кроме него занятия вели В.В. Мезенцев и С.Н.Браиловский. С каждым годом число людей желавших стать учителем возрастало. В 1914 году работало два педагогических класса, где обучалось 39 человек. 1 июля 1914 года в Хабаровске был открыт учительский институт, работавший до 1921 года. За это время он выпустил около 100 учителей. С 1922 года он был преобразован в педагогические курсы. Учительские кадры готовились также в Никольск-Уссурийске, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре. Становление и развитие народного образования в крае было бы невозможно без педагогов-подвижников. Они сознательно шли на многие трудности и лишения для того, чтобы выполнять свой профессиональный долг - просвещать народ.
В изучении Дальнего Востока в рассматриваемый период (конец XIX – начало XX века) прослеживается характерная особенность – экспедиции на суше и на море теряют общенаучный характер. Всё чаще перед ними ставятся практические задачи. На первом плане стояли горные изыскания, связанные со строительством железных дорог, что диктовалось и внешнеполитическим целям царского правительства.
Вовлечение дальневосточного края в русло капиталистического развития способствовало складыванию внутреннего и внешнего рынков. Их формирование происходило в условиях острой конкурентной борьбы между отечественным и иностранным капиталом. Как во внутренней, так и во внешней торговле в прибрежных районах большое место занимал иностранный капитал, прежде всего германский. Но с конца 80-х годов во внешней торговле российский капитал стал вытеснять иностранный, начав с 90-х годов играть уже решающую роль. Вместе с тем нельзя не отметить, что вплоть до Октябрьской революции, иностранные фирмы сохраняли значительные позиции на Дальнем Востоке. На внутреннем рынке влияние российского, в том числе местного отечественного капитала возрастало по мере удаления в глубь территории.
На всём протяжении рассматриваемого периода наряду с развитием экономики продолжалось всестороннее изучение территории и морей, омывающих Дальний Восток. Несмотря на ряд глубоких противоречий, свойственных капитализму и империализму, обострённых специфическими условиями развития окраинных земель, процесс освоения носил явно выраженный прогрессивный характер.
С началом первой мировой войны (1914-1918 годы) в крае была объявлена мобилизация. Многие регулярные воинские части (прежде всего, Сибирские стрелковые полки) ушли на фронт. На их место прибыли пешие ополченские дружины, объединенные в 8-ой ополченский корпус. Население края оказывало посильную помощь действующей армии. На добровольные пожертвования были созданы и работали Приамурский этапный лазарет на Западном фронте и Приамурский передовой санитарный отряд на Кавказском фронте.
Политические события 1917 года: свержение самодержавия, деятельность и падение Временного правительства, выборы в Учредительное собрание, провозглашение III краевым съездом Советов своей власти в крае вызвали неоднозначную оценку различных слоев населения дальневосточников. Решительные действия Советов вызвали одобрение тех слоёв населения, которые поверили лозунгам большевиков о мире, равенстве и справедливости. Но столь же явным было неприятие другой частью населения беспощадной ломки сложившегося уклада жизни. Раскол общества на «красных» и «белых» не миновал край. Гражданская война, отягощенная вмешательством интервентов, привела к огромным людским жертвам и тяжелейшей экономической катастрофе.
Реферат опубликован: 12/06/2008