Страница: 10/11
Также предсказатель говорит о предстоящей судьбе башкирского народа, которая не вселяет оптимизма в Зухру. По его словам, через несколько столетий образ жизни и вид деятельности башкир сильно изменятся. Твой народ, говорит он Зухре, спокойный по характеру, и все, что он знает — это пасти скот, охотиться, заниматься пчеловодством, и пока нет никакой междоусобной вражды. Но пройдет время (предсказатель определяет этот промежуток в 240 и более лет) и облик башкир изменится — одежда станет другой, поменяется род занятий. Несметные стада животных поредеют, на охоту люди махнут рукой. Но самое страшное в том, что изменятся в худшую сторону душа и характер народа. Причиной этому будут переселенцы, которые, спасаясь от притеснений белого князя, будут селиться у башкир. Будучи от природы щедрыми и широкими по натуре, пожалев, вы пустите их на свои земли, выделите им юрты. Но они, непривычные к ним, начнут строить деревянные дома, распашут ваши земли, будут сеять. Они начнут обучать этому и башкир. Вы, говорит предсказатель, бросив свои вековые традиции, постараетесь научиться, однако у вас ничего не получится. В результате вас ждет нищета. Ко всему прочему, переселенцы начнут плести интриги и натравливать один род на другой. А это приведет к постоянным войнам и ослабит ваше единство.
Дойдет до того, предупреждает провидец, что вам оставят столько земли, чтобы не умереть с голоду. Все остальные земли отберут и раздадут переселенцам. И все ваши попытки вернуть свои земли назад будут обречены, и останетесь вы на своей земле попрошайками16 .
Вполне естественно, что в начале второго тысячелетия о такой судьбе башкир еще не было известно. Данный отрезок эпоса (взятие Казани и доведение башкирского народа до состояния нищеты) следует рассматривать как относящийся к более позднему периоду исторического развития и самого башкирского народа, и Российского государства. Но, несмотря на имеющиеся вкрапления и добавления в текст, они выглядят вполне уместными и органично сочетаются с сюжетом и содержанием эпоса.
Мрачная картина будущего башкирского народа, нарисованная предсказателем, это есть ни что иное, как попытка осмыслить реальные общественные процессы, которые произошли с народом. Вскрыть корни, приведшие целый народ к трагедии, понять причины тех явлений, которые смогли оказать негативное влияние на современное положение народа, искать пути и найти выход из создавшегося положения, поднять престиж народа и, на наш взгляд, самое главное, предупредить будущие поколения о тех негативных явлениях, которые могут и дальше способствовать ухудшению положения этноса — вот та цель и тот круг проблем, на которые пытались ориентировать и сосредоточить внимание будущих поколений те, кто добавил этот отрезок в эпос.
Предпринятая попытка осмысления положения этноса, пути дальнейшего общественного развития являются важной составной частью эпоса. По сравнению с остальной частью произведения монолог провидца занимает две-три страницы. Но именно он является самым важным, поскольку в этом монологе мы слышим боль за судьбу народа, нотки беспомощности и невозможности противостоять объективным историческим процессам, самокритику за слабохарактерность, безвольность и безучастность в вопросах решения проблем, связанных с устройством собственной судьбы. Данный монолог — это одна из немногих попыток объективного осмысления исторических событий в народном творчестве.
Основная часть эпоса продолжает традиционную для данного вида народного творчества нить. Союз двух родов, представителями которых выступают Зухра и Алдар, символизирует процесс объединения народа. Только единство народа дает ему шанс выдержать в конкурентной борьбе с представителями других народов и утвердить тот порядок, который ближе ему по ментальному и психическому складу.
Реферат опубликован: 24/04/2008