Страница: 8/11
Финал эпоса не совсем обычен, поскольку в нем присутствуют реальные исторические факты. Так, сведения об объединении семи племен, которые составили ядро башкирского этноса — это реальный исторический факт. Его присутствие в эпическом произведении говорит о том, что данный эпос, как и другие, создавался не одним поколением. Но каждое поколение, добавляя свое, сохранило главную мысль произведения — единение героя и народа. Делая добро, герой никогда не думал о себе, о своих подвигах, о той благодарности, которую он мог бы заслужить от народа. Для него это была обычная и привычная “работа”, поскольку все свои силы и щедрость своей души он посвящал своему народу.
В данном эпосе нельзя не отметить и такую позитивную мысль, как объединение народа. Наиболее явно идея единства народа выражена только в финале произведения, но тем не менее она находит свою реализацию и в предыдущих эпизодах. Только в единстве народа путь к дальнейшему развитию, к противостоянию при посягательстве на территорию, свободу. Особенно сильно звучит мысль о родине, ибо ни один народ, как было показано выше, не может существовать, развиваться без собственной земли. Уральские горы, как органическая часть бытия башкирского этноса, представляют собой не только географическое местопребывание народа, но и являются частью духовного мира его представителей и олицетворяют сакральную связь современных поколений этноса со своими предками.
Вполне очевидно, что эпос любого народа ставит данную мысль на первое место. И она тянется на многие столетия, если не тысячелетия. Так, продолжение этой идеи мы находим еще в одном башкирском эпосе— “Алдар и Зухра”. Он относится к более позднему периоду, когда башкиры приняли мусульманство. По сравнению с двумя предыдущими, он является смесью героико-бытового повествования. Хотя в нем мы находим реальных исторических лиц и исторические события, видим уровень развития социальных отношений и бытового уклада, возросшие общественные связи башкир с другими народами, в нем сочетаются и мифические существа — гифриты, существа с головой дракона, когтями птицы и покрытые чешуей, дивы, чародеи. Кроме того, в данном эпосе мы встречаемся и с чудодейственными предметами мусульманского религиозного культа — оберегами (бетеµ) и волшебными четками, которые помогают главным героям остаться живыми в борьбе с силами зла.
Кроме того, хотелось бы отметить и еще одну особенность данного эпоса. В нем мы находим глубокий религиозный след: все действия героев связаны с соблюдением религиозных обрядов. И появление в эпосе посланника Пророка, идея укрепления веры и соблюдения всех ее канонов — уже новое явление для эпических сказаний.
В отличие от предыдущих, данный эпос целиком не обнаружен: в нем отсутствует финальная часть. Но несмотря на это, он вполне соответствует исследуемой нами проблеме, поскольку в нем содержатся глубокие мысли о судьбах народа, о его будущих перспективах развития.
Содержательная часть эпоса не очень сложна. В ней устами одной из главных героинь, Зухры, излагается рассказ о ней самой и ее муже Алдаре. Она повествует о своей жизни, о своих родителях, своих похождениях и геройствах, быте и обычаях своего племени. Из ее рассказов мы узнаем, что она была очень сильным человеком и в своих краях получила прозвище Батыр-њы¦, т.е. храбрая девушка. Когда настало время выходить замуж, она поставила условие — кто ее победит в борьбе, за того она и выйдет замуж. Однако в ее краях такого жениха не оказалось. Слава о ней распространилась не только среди лесных башкир* , но достигла и других племен, проживавших к югу от Уральского хребта.
В ту пору у южных башкир, объединенных надплеменным названием ете ырыу (семь родов), был прославленный батыр — Алдар. Несмотря на свою молодость, он славился смелостью, силой и добротой. Он, прослышав о смелой девушке, решил лично убедиться в этом. Его прибытие к родителям девушки совпало с трагическими для них событиями. Их дочь отпросилась на несколько дней на охоту, но уже отсутствует более месяца. От нее нет ни слуху, ни духу. Алдар успокаивает их тем, что найдет ее. И он действительно ее находит.
Реферат опубликован: 24/04/2008