Страница: 2/11
В народном творчестве находят отражение государственные, политические и правовые воззрения народов. Хотя они и выглядят архаичными, утопичными и наивными с точки зрения современных государственно-правовых отношений, но могут служить источником для изучения и анализа представлений и об этих сторонах общественной жизни у соответствующих общностей. Кроме того, через народное творчество можно проследить развитие и трансформацию вышеуказанных представлений, поскольку изменения в сфере общественных отношений сказались и на нем.
На наш взгляд, наиболее ярко и объемно представлены в различных формах народного творчества нравственные и эстетические представления народов. Добро и зло, жестокость и милосердие, любовь и ненависть, дружба и предательство, прекрасное и безобразное, гармония и дисгармония неизбежно выступают одним из основных лейтмотивов в характеристике взаимоотношений между людьми, народами, ценностями, в отношении людей к природе, к традициям и обычаям предков, к государственному строю и т.д. Они не только существуют рядом, одновременно, но находятся в состоянии постоянной борьбы между собой. Такие диалектические представления, очевидно, восходят к древности, отражая сложную историческую обстановку, связанную с проблемой выживания, и сохранившиеся в архетипе народов. Но как бы то ни было, стихийная диалектика в нравственных и эстетических представлениях народов иллюстрирует тесную взаимосвязь общественных явлений и характеризует народное творчество как один из важнейших источников в изучении общественного сознания тех или иных этнических общностей.
Все охарактеризованные сферы общественной жизни, нашедшие свое отражение в народном творчестве, предстают не в изолированном виде, а как неразрывное единство. Мировосприятие, мироощущение и миропонимание различных поколений этноса, их проявления в различных художественных формах свидетельствуют не только о преемственности в психофизиологической сфере (менталитет, генотип), но и в духовной сфере. Одной из особенностей общественного сознания общностей, имеющего тенденцию к наследованию, является преемственность не только общегуманистических идей, ценностей, установок, но и идеи народа или, говоря современной терминологией, идеи этноса.
Насколько бы ни казалась эфемерной, неуловимой и завуалированной, она является основополагающим элементом народного творчества. В эпосах, сказаниях, легендах, преданиях и других формах народного творчества мы неизменно сталкиваемся с понятием “народ”, с которым связаны эмоциально-психологические, нравственно-эстетические, субъективные переживания, мысли и чувства, светлая вера в него и бесконечные думы о нем. Несмотря на то, что образ народа аллегоричен, символичен, подвержен сильной мифологизации, рефрен мыслей одинаков — его судьба, историческая предназначенность, смысл дел и поступков.
Идея, понимаемая в философии как мысленный образ объективного мира вещей, в данном случае выступает не просто как абстракция, а приобретает реальные очертания, поскольку несет в себе определенные функции. Во-первых, являясь одним из основных источников этноисторической информации, она аккумулирует в себе представления всех предыдущих поколений о своем народе и способствует приобщению к ней следующих поколений; во-вторых, являясь составной частью общественного сознания, она становится надличностной и “проникает” в сознание индивидов помимо их воли, бессознательно, создавая платформу для этнической идентификации; в-третьих, не обладая реальным материальным эквивалентом (ведь наши знания о своем народе выступают как рефлексия собирательного образа), она становится реальной силой в переломные моменты этноисторического развития.
И как бы ни пытались отдельные ученые, политики, общественные деятели лишить данное понятие идейной основы, это им не удастся по очень простым причинам. Являясь духовным достоянием многих поколений народа, передаваясь и пополняясь всеми последующими генерациями, она стала частью их психического восприятия окружающего мира и социальных отношений и занимает ведущее место в менталитете представителей народа. Поэтому она долговечна и будет функционировать до тех пор, пока существует последний представитель конкретного народа. Ее жизненная опора — этническое бытие, а действенность — поступки реальных представителей народа. Идея этноса в народном творчестве напрямую связана и с материальной культурой, поскольку некоторые стороны быта позволяют сопоставлять отдельные эпизоды, сюжеты с данными археологических раскопок. Необходимость выявления таких связей подчеркивается рядом исследователей2. Другие же находят аналогии между эпическими сказаниями и реальными фактами3.
Реферат опубликован: 24/04/2008