Страница: 5/11
Продолжая свою речь, старик высказывает свою точку зрения, к которой он пришел, пройдя многие испытания: обретение бессмертия лежит не в сохранении физического, материального, т.е. тела, а совсем в противоположном — в благодеянии, в добре. Другими словами, только благие поступки людей способны обессмертить их. Урал выслушал старика, понял тайну живого родника и вместо того, чтобы выпить ее, оросил водой всю окружающую природу. На земле наступил мир, покой и согласие. Прослышав об этой вести, сюда начали стекаться люди и стали жить в дружбе и согласии.
Шульган, прослышав об этом, понял, что Урал и все люди не обрели бессмертия. Тогда он снова начал творить зло против людей. Урал вновь пришел им на помощь и сам, в одиночку, решил победить злых дивов. Он на своем летающем коне Акбузате (Ањбу¦ат) подъехал к тому озеру, где жили дивы и Шульган, и выпил из него всю воду со всей нечистью. А дивы, попавшие внутрь Урала, начали убивать его изнутри, повреждая внутренние органы. И вот Герой не выдерживает и падает на землю. Перед смертью он произносит речь, в которой высказывает пожелания людям.
Он предупреждает людей, что зло неистребимо и корень его — внутри нас. Также он оставляет своим детям и своему народу наказ: оставайтесь вы людьми, пусть добро будет спутником вашим, не творите зла, потворствуйте добру11. В этом завете смысл всего повествования: добро нуждается в защите и у него есть только один путь для реализации — поступки и деяния людей. Если люди будут всегда стремиться к благодеянию, то возможности зла будут резко ограничены. Эта вечно утопическая, мессианская мысль жила в народе с родового строя и продолжает оставаться одной из великих, но нереализованных мечтаний человечества.
Эпос “Урал-батыр” дает богатый материал в плане изучения генезиса “идеи народа” в народном творчестве. В башкирском языке (как и в других языках) понятию народ соответствует несколько значений: во-первых, употребляется по прямому предназначению; во-вторых, в значении население, жители и, в-третьих, как люди, массы12 . Нам кажется, что в эпосе “Урал-батыр”, созданном в древности, когда социальная дифференциация была не столь очевидной, социальный статус личности определялся по его вкладу в общественную жизнь, употребление данного понятия шло от низшего к высшему, т.е. от последнего к первому.
Подразумевая первоначально под данным термином всю массу людей, постепенно осуществляется переход к населению, жителям той или иной территории, страны, и завершается обезличенным понятием народ, который мог быть как моноэтничным, так и полиэтничным. Но последнее можно уже рассматривать как момент перехода и идентификации с понятием “этнос”, поскольку повествование заканчивается идеей единения всех людей в борьбе против зла, за отстаивание своей территории от посягательства других, соблюдение традиций, обычаев, культурного и духовного достижения народов. Эти элементы в разных концепциях этноса играют неоднозначную роль, но тем не менее они выступают его характеристиками. Следовательно, идеи этноса, этнического развития и консолидации так или иначе присутствуют в данном произведении.
Легенда о «Акбузате», «Алдаре и Зухре»
Преемственность идей характерна для некоторых башкирских эпических произведений. Так, эпос “Акбузат”13 продолжает ту же тему — подвиг во благо народа. Необходимо отметить, что в данном эпосе сохранена не только основная идея, но и некоторые герои предыдущего эпоса — Хумай, жена Урала, Шульган, Кахкаха (›ўєњўєў), а также соответствующая геройская атрибутика — славный конь Акбузат и булатный меч. Эти два эпоса так сильно переплетены, что создается впечатление о единстве мировоззренческих устоев их создателей. Те дела, которые не успел завершить Урал, в данном эпосе получают свое логическое завершение, и устанавливается покой, о котором так мечтают герои и народ. И, несмотря на то, что финал этих произведений разный, герои объединены единым порывом — борьба со злом, достижение всеобщего благоденствия и счастья.
Реферат опубликован: 24/04/2008