Страница: 19/31
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее струк-туры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом ценных подстановок, используя данные таблицы 2.6.2.
Таблица 2.6.2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 1999 год.
Показатели |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продукции |
Факт |
Выручка от реализации за вычетом налогов |
9830 |
7298 |
6971 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
5603 |
4087 |
3932 |
Прибыль от реализации продукции |
4915 |
3649 |
3555 |
План по сумме прибыли от реализации продукции недовыполнен на 1360 тыс. грн., или в 72%. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, получили изменение ее за счет объема и структуры реализованной продукции: - 1266 тыс. грн.
Таблица 2.6.3. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
Показатели |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. грн. |
За счет объема и структуры реализованной продукции |
3649-4915 |
-1266 |
За счет структурного фактора (где 27,34 – превышение плана по реализации) |
4915*27,34/100 = 1344 -1266+1344 = 78 |
+78 |
За счет изменения общей себестоимости |
4087-3932 |
+155 |
За счет изменения отпускных цен на продукцию |
6971-7298 |
-327 |
Итого: |
-1360 |
Таким образом, результаты расчетов показывают, что план прибыли недовыполнен за счет объема и структуры реализованной товарной продукции, а также частично за счет изменения отпускных цен на продукцию.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный доход.
Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия.
МД = П + Н
отсюда
П = МД - Н
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции и ставки маржинального дохода не единицу продукции:
П = К* Дс – Н
Дс = Ц – V
П = К (У – V) - Н
Где: V – переменные затраты на единицу продукции.
Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции.
Проведем факторный анализ на примере крышки СКО.
Таблица 2.6.4.
Показатель |
1999 год | |
По плану |
Фактически | |
Объем реализации продукции, тыс. шт. |
25000 |
10000 |
Цена реализации, грн. |
108 |
120 |
Себестоимость изделия, грн. |
94,52 |
93,45 |
В т.ч. переменные удельные расходы |
91,08 |
90,01 |
Сумма постоянных затрат, тыс. грн. |
86000 |
34400 |
Прибыль, тыс. грн. |
337 |
265,5 |
Реферат опубликован: 28/10/2006