Страница: 2/9
Поселившись с 1929 г. в Москве, Горький оказывается в самой гуще литературной жизни столицы. Он много пишет, редактирует десятки книг и журналов. Его московский дом всегда полон людей: писателей и художников, рабочих и крестьян, инженеров и ученых.
Одной из крупнейших фигур литературной Москвы тех лет был В. В. Маяковский. Его деятельность неразрывно связана со столицей. "Он был,–писал Л. В. Никулин,–неотделим от московского пейзажа, летнего пыльного полдня и московской сумеречной белой ночи . Именно здесь, на улицах, он был более к месту, чем в тесном человеческом жилье. Только на улице и на эстраде Политехнического музея или Дома союзов он был пропорционален масштабам здания". Здесь, в Москве, совершались все основные события его творческой жизни. Тема Москвы проходит через целый ряд его стихотворений. Для него, побывавшего во многих советских и зарубежных городах, Москва всегда оставалась самым любимым городом. В 1925 г. Маяковский писал:
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
Если б не было
такой земли –
Москва.
В 20-х годах острые полемические афиши Маяковского то и дело появлялись у входа в Политехнический музей, оповещая о его яростных схватках с литературными противниками. Как вспоминал Л. В. Никулин, у него была "редкая способность разговаривать с тысячами, возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной глупости. И, наконец, когда тысяча пятьсот человек признавали себя побежденными, умолкали, восхищенные этой могучей игрой мускулов, легкостью в переходе от защиты к нападению, он простирал руку и обрушивал на тысячу пятьсот человек:
– Читаю стихи о советском паспорте!".
Маяковский стремился сделать свое творчество полезным в различных сферах новой жизни. Так, например, он создал своеобразный жанр стихотворной рекламы для ГУМа, Моссельпрома и других торговых организаций Москвы. Надолго запоминались броские, веселые стихотворные строчки-призывы: "Нигде кроме как в Моссельпроме", "Лучших сосок не было и нет–готов сосать до старости лет" и др. В праздничные дни поэт читал свои стихи на площадях Москвы.
Популярность Маяковского среди москвичей была исключительно велика. Весть о его кончине повергла Москву в траур. Мимо его гроба, установленного в писательском клубе, прошло за три дня, 15–17 апреля 1930 г., 150000 человек. Огромные толпы народа провожали его в последний путь по улицам столицы.
Первые годы развития советской литературы характеризовались наличием различных направлений и жанров. При всем том главное, определяющее место в творчестве писателей и поэтов заняло реалистическое отображение черт нового, советского человека. Складывался новый тип литератора, тесно связанного с народом.
Революция оказала плодотворное влияние не только на литературную, но и на театральную жизнь Москвы. Уже 9(22) ноября 1917 г. был издан декрет ВЦИК и Совнаркома "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению". В состав созданной комиссии входил отдел искусств, который занимался, в частности, и вопросами, связанными с развитием театра. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет "Об объединении театрального дела". Этот документ, как и другие законодательные акты Советской власти в области искусства, закладывал прочную основу для перестройки театра как общественно-просветительного и воспитательного института.
Сохранилась интересная запись беседы В. И. Ленина с А. В. Луначарским о судьбах театра в условиях новой эпохи. Резюмируя все сказанное ему Лениным, Луначарский выделяет следующие ленинские слова: "Все более или менее добропорядочное в старом искусстве–охранять. Искусство не музейное, а действенное–театр, литература, музыка–должны подвергаться некоторому не грубому воздействию в сторону скорейшей эволюции навстречу новым потребностям. К новым явлениям относиться с разбором. Захватничеством заниматься им не давать. Давать им возможность завоевывать себе все более видное место реальными художественными заслугами. В этом отношении елико возможно помогать им". Коммунистическая партия и Советское правительство содействовали росту новых творческих коллективов столицы и в то же время принимали меры к созданию наиболее благоприятных условий для развития старейших театров, известных своими прогрессивными традициями, для их постепенного сближения с революционной современностью.
Реферат опубликован: 13/03/2007