Страница: 5/9
В 1926 г. Малый театр поставил пьесу К. А. Тренева "Любовь Яровая". Этим спектаклем коллектив театра доказал свое умение увидеть и передать то новое, что несла с собой советская жизнь, что было так ярко и выразительно воссоздано Треневым в его замечательном произведении. Любовь Яровая в исполнении В. Н. Пашенной–человек высокой и чистой души, проходящий путь к осознанию и безоговорочному принятию идей коммунизма. Важнейшее место в спектакле заняли образы стойкого большевика комиссара Романа Кошкина и матроса Федора Шванди, созданные выдающимися мастерами П. М. Садовским и С. Л. Кузнецовым. Но главным героем спектакля стал народ, отстаивающий завоевания величайшей из революций.
В первые послереволюционные годы в Москве появляется много новых театров: Театр им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета), Театр Революции (ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр сатиры и др. К ним относится и 3-я Студия МХАТа, преобразованная в 1926 г. в Театр им. Евг. Вахтангова. Первой творческой заявкой этого коллектива на свой, оригинальный путь в советском театральном искусстве стал спектакль "Принцесса Турандот" по пьесе-сказке К. Гоцци (1922 г.). В этой работе выдающегося советского режиссера Е. Б. Вахтангова с исключительной яркостью проявились его высокое режиссерское мастерство, неисчерпаемая фантазия, творческая изобретательность, поэтичность, умение органически сочетать правду чувств с подчеркнуто театральной формой.
В середине 20-х годов вахтанговцы обратились к советской драматургии. В 1925 г. они поставили пьесу по повести Л. Н. Сейфуллиной "Виринея", убедительно показав, как революция ломает устои старой деревенской жизни, какие духовные силы пробуждает она в людях, а в 1927 г., к десятилетию Октября,–"Разлом" Б. А. Лавренева, овеянный духом революционной романтики.
Значительное влияние на развитие советского сценического искусства оказал Театр им. Вс. Мейерхольда (Театр РСФСР 1-й). Несомненной заслугой театра явилось его обращение к пьесе В. В. Маяковского "Мистерия-буфф", премьера которой состоялась 1 мая 1921 г. Мощный революционный пафос этого произведения, высокий образец политической сатиры, продемонстрированный И. В. Ильинским и другими актерами, вызывали горячий сочувственный отклик у зрителей.
Творческие принципы Театра им. Вс. Мейерхольда, решительно ломавшего старые сценические каноны, были во многом близки драматургии В. В. Маяковского. Поэтому закономерным является то, что именно в этом театре были впервые поставлены его пьесы "Клоп" (1929 г.) и "Баня" (1930 г.). Однако поиски новых форм агитационного, публицистически острого зрелищного театра сочетались у Мейерхольда с определенными формалистическими тенденциями.
Заметным явлением в театральной жизни 20-х годов стали постановки пьес "Первая Конная" Вс. Вишневского в Театре Революции и особенно "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского в Театре им. МГСПС. Известный советский драматург Н. Ф. Погодин, вспоминая позднее свое впечатление от спектакля "Шторм", писал: "Это властно заявляло себя новое слово в искусстве . это рождалась новая драматургия и новый советский театр, какого еще не было в мире".
В декрете Советского правительства "Об объединении театрального дела", подписанном В. И. Лениным, специальный параграф был посвящен цирку. Им были определены перспективы развития этого вида искусства. Сезон 1919/20 г. московские цирки начали уже как государственные зрелищные предприятия. В их программах на первый план была выдвинута сатирическая клоунада, к работе над которой привлекались крупнейшие писатели, в том числе В. В. Маяковский. К сатирическому репертуару обращались клоуны В. Е. Лазаренко, К. К. Танти, С. С. и Д. С. Альперовы и др. Сатирические номера с дрессированными животными ставил В. Л. Дуров–выдающийся мастер советского цирка.
Реферат опубликован: 13/03/2007