Страница: 7/9
Художественный метод социалистического реализма получил дальнейшее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова, "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовкина, "Привидение, которое не возвращается" А. М. Роома, "Обломок империи" Ф. М. Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.
В 20-х годах появляются также первые советские кинокомедии, многие из которых, такие, как "Шахматная горячка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с коробкой" Б. В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли своего художественного значения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера– "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена" Я. А. Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др.– средствами комедийного гротеска обличал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество церковников.
Подъем кино способствовал оживлению кинопечати. В Москве начали выходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинематографии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского киноискусства.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Несмотря на разруху и голод, молодая Республика Советов большое внимание уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку художественные ценности, созданные народом на протяжении многих столетий.
Важную роль в этом процессе сыграли принятые осенью 1918 г. декреты СНК "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения", "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений". В Москве был создан специальный Государственный музейный фонд, на который возлагались сбор и обеспечение сохранности художественных ценностей, ранее находившихся в усадьбах и особняках дворян и буржуазии. В Музей изящных искусств влилась часть коллекции Румянцевского музея. В эти же годы были созданы и новые музеи, среди которых в первую очередь следует отметить Музей восточных культур (1918 г.), ставший средоточием памятников искусства советского и зарубежного Востока.
В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важную роль в советском изобразительном искусстве играл появившийся в начале 1918 г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие художники–Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, А. А. Дейнека и др.
Стремление осмыслить великие перемены, происшедшие в стране, приводило художников к историко-револю-ционной тематике. Примером прекрасных полотен на эту тему могут служить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева, М. Б. Грекова,
К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые, начинавшие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные картины. Таков, например, путь крупного советского художника А. А. Дейнеки. Его полотна тех лет (особенно "Оборона Петрограда") отличает поразительное чувство ритма, от них веет силой и энергией разбуженных революцией масс.
Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная живопись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит художникам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С. В. Малютина воссоздают образы героев гражданской войны, проникнутые силой и решительностью, полные духовной красоты и обаяния.
Реферат опубликован: 13/03/2007