Духовная жизнь Москвы

Страница: 7/9

Художественный метод социалисти­ческого реализма получил дальнейшее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Алексан­дрова, "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовки­на, "Привидение, которое не возвраща­ется" А. М. Роома, "Обломок импе­рии" Ф. М. Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.

В 20-х годах появляются также пер­вые советские кинокомедии, многие из которых, такие, как "Шахматная горяч­ка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с короб­кой" Б. В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли своего художественного зна­чения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера– "Процесс о трех миллионах" и "Праздник свя­того Иоргена" Я. А. Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др.– средствами комедийного гротеска обли­чал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество цер­ковников.

Подъем кино способствовал оживле­нию кинопечати. В Москве начали вы­ходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинемато­графии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского кино­искусства.

Великая Октябрьская социалистиче­ская революция открыла новую страни­цу в развитии изобразительного искус­ства и архитектуры. Несмотря на разру­ху и голод, молодая Республика Сове­тов большое внимание уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку художественные ценно­сти, созданные народом на протяжении многих столетий.

Важную роль в этом процессе сыг­рали принятые осенью 1918 г. декреты СНК "О запрещении вывоза и про­дажи за границу предметов особого художественного и исторического зна­чения", "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении ча­стных лиц, обществ и учреждений". В Москве был создан специальный Го­сударственный музейный фонд, на ко­торый возлагались сбор и обеспечение сохранности художественных ценно­стей, ранее находившихся в усадьбах и особняках дворян и буржуазии. В Му­зей изящных искусств влилась часть коллекции Румянцевского музея. В эти же годы были созданы и новые музеи, среди которых в первую очередь следу­ет отметить Музей восточных культур (1918 г.), ставший средоточием памят­ников искусства советского и зарубеж­ного Востока.

В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важную роль в советском изобразительном ис­кусстве играл появившийся в начале 1918 г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие художники–Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, А. А. Дейнека и др.

Стремление осмыслить великие пере­мены, происшедшие в стране, приводи­ло художников к историко-револю-ционной тематике. Примером прекрас­ных полотен на эту тему могут слу­жить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева, М. Б. Грекова,

К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые, начинав­шие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные картины. Таков, например, путь крупного совет­ского художника А. А. Дейнеки. Его полотна тех лет (особенно "Оборона Петрограда") отличает поразительное чувство ритма, от них веет силой и энергией разбуженных революцией масс.

Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная живопись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит худож­никам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С. В. Малютина воссоздают образы героев гражданской войны, проникнутые силой и решительностью, полные духов­ной красоты и обаяния.

Реферат опубликован: 13/03/2007