Страница: 8/9
Новые черты советского человека, хозяина страны, строителя социализма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председательница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей проникнуты произведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседание комитета бедноты" и др.
Заметным явлением в живописном искусстве стала серия овеянных романтикой портретов юных пионеров, созданная Н. А. Касаткиным.
Трудовая героика народа, закладывавшего основы социалистической индустрии, вызвала к жизни произведения, отразившие размах и пафос творческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И. Пименова, "Волховстрой" А. В. Моравова, "Постройка ЗАГЭС" Б. В. Иогансона и др.
Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А. А. Рылова, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, "Конец зимы. Полдень" К. Ф. Юона.
Первое послереволюционное десятилетие было отмечено небывалым расцветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и журнальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А. Фаворского, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, И. И. Нивинского и многих других, увидевшие свет в 20-х годах, оставили заметный след в советском изобразительном искусстве.
Характерный для искусства послереволюционных лет в целом процесс демократизации был особенно заметен в "искусстве книги". Художественно оформленные массовые издания становились важным средством решения задач культурной революции.
Борьба за социалистическую идейность и реализм определяла всю художественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих поисках отдельных художников, и в деятельности различных художественных коллективов, созданных в это время. В 1922 г. была основана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадлежала немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем революционной борьбы и нового быта. Организованное в 1925 г. Общество художников-станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве которых преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев значительное место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим направлением в изобразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер и др.).
Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколения советских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные государственные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г.–в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Задачей этого учебного заведения была подготовка главным образом художников-инженеров и художников-техников высшей квалификации, в первую очередь для отраслей промышленности, выпускающих продукцию широкого потребления. В 1921 г. в столице учреждается Художественно-промышленное училище. Эти учебные заведения заложили основу новой системы художественного образования в стране.
Москва богата традициями монументального искусства.
Неисчерпаемым источником вдохновения и творческой деятельности работников всех видов искусства, в том числе и скульпторов, был образ вождя революции В. И. Ленина. Важное место в создании художественной Ленинианы принадлежит московскому скульптору Н. А. Андрееву. "Никакому другому художнику,–писал Н. А. Андреев о своей работе,–не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича". Получив в мае 1920 г. доступ в кабинет Ленина, Андреев мог наблюдать Ильича в деловой обстановке, наблюдать много и пристально, делая десятки быстрых карандашных набросков.
Реферат опубликован: 13/03/2007