Страница: 17/22
Д. Через 7 часов.
У. Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой – в 10 часов. Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи?
Д. Один – 4 часа, другой – 2 часа.
У. Когда автомобиль движется точно со скоростью поезда?
Д. Когда погружен на платформу.
У. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка?
Учитель записывает условие задачи на доске.
? 19 км/ч
15ч
А В
510 км
- Еще раз внимательно вчитайтесь в задачу. О каких величинах идет в ней речь?
Д. О скорости, времени и расстоянии.
У. Что известно?
Д. Расстояние – 510 км, катер со скоростью 19 км/ч. Встреча произошла через 15 часов. Известно, что они отплыли одновременно.
У. Что надо узнать?
Д. С какой скоростью шла моторная лодка.
У. Что надо знать, чтобы найти скорость?
Д. Зная расстояние и время, найдем скорость сближения, а затем скорость моторной лодки.
Дети проговаривают, а затем один ученик записывает на доске.
510 : 15 – 19 = 15 (км/ч) – скорость моторной лодки.
У. Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно.
Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи.
Варианты записи решения.
(1) , 15 км/ч, 15 ч, 510 км.
Решение: 510 : 15 – 15 = 19 (км/ч) – скорость катера.
(2) 19 км/ч, 15 км/ч, , 510 км.
Решение: 510 : (19 + 15) = 15 (км/ч) - время, через которое встретятся катер и моторная лодка.
(3) 19 км/ч, 15 км/ч, 15ч .
Решение: (19 + 15) * 15 = 510 (км) – расстояние между пристанями.
У. А теперь с этими данными составим задачу на движение в противоположном направлении.
(4)
15км/ч 19 км/ч
А В
510 км
Решение: 510 : (15 + 19) = 15 часов – время, через которое расстояние между моторной лодкой и катером будет 510 км.
- Сравним (2) и (4) задачи! Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые?
Д. Скорость сближения и удаления находим сложением.
У. Сравните схемы двух задач и скажите, чем он отличаются друг от друга.
Дети записывают схемы.
Д. Первая схема подходит к задачам на движение навстречу и в противоположном направлениях, а вторая – к задачам на движение вдогонку.
У. А сейчас у нас самостоятельная работа на решение задач на движение при помощи уравнений.
IV. Самостоятельная работа
У. Рассмотрите таблицу, записанную на доске.
На доске.
Параметры Животные |
V |
t |
S |
Акула Кит Дельфин |
? ? ? |
2 ч 6 ч 3 ч |
72 км 240 км 180 км |
Дети выполняют задание.
- Найдите скорости акулы, кита и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных млекопитающие, а кто рыбы.
Д. Акула – рыбы, а кит и дельфин – млекопитающие.
У. Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина.
Дети работают самостоятельно.
1-й ряд
х км/ч – скорость акулы
х * 2 = 72
х = 72 : 2
х = 36
36 км/ч – скорость акулы
2-й ряд
с км/ч – скорость кита
с * 6 = 240
с = 240 : 6
с = 40
40 км/ч – скорость кита
3-й ряд
в км/ч – скорость дельфина
Реферат опубликован: 7/01/2009