Страница: 9/22
Задача решается в пять действий:
1) 210:3=70 (км/ч)
2) 70-10=60 (км/ч)
3) 3*2=6 (ч)
4) 60*6=360 (км)
5) 210+360=570 (км)
Полезно обсудить в классе, возможен ли следующий способ решения: 210*2=420 (км) – время в 2 раза больше, поэтому и расстояние ВС в 2 раза больше, чем АВ; 210+420=630 (км) – расстояние АС.
Выявив причину (скорость изменилась, не является постоянной величиной), по которой нельзя так решать эту задачу, нужно все-таки попытаться найти другой способ решения с использованием прямо пропорциональной зависимости расстояния от времени при постоянной скорости. Предположим, что скорость не изменилась. Тогда расстояние ВС в 2 раза больше, чем АВ, так как время движения от В к С в 2 раза больше (шел дальше). Расстояние ВС было бы рано 210*2=420 (км), но скорость изменилась. Каждый час поезд проходил на 10 км меньше. За 6 часов (3*2) он прошел на 60км меньше (по 10км 6 раз). Следовательно, расстояние ВС на самом деле равно 360км, потому что 420 км нужно уменьшить на 60 км. Остается найти сложением расстояние АС: 210+360=570 (км). Итак, хотя задача решена тоже пятью действиями, но поиск этого способа решения способствует осознанию детьми двух разных по характеру зависимостей величины и поиск новых способов решения задач, основанных на тех же зависимостях.
Возможны еще два способа решения задачи:
2-ой способ |
3-ий способ |
210*2=420 (км) 210+420= 630 (км) 3*2=6 (ч) 10*6= 60 (км) 630-60 = 570 (км) |
10*3= 30 (км) 210-30= 180 (км) 180*2= 360 (км) 210+360= 570 (км) |
Если ученики не смогут найти какой-либо из данных способов решения задачи, учителю следует записать их на доске и предложить детям объяснить, что найдено в каждом действии, проверить возможность решения задачи такими способами.
Полезно также упростить условие (пусть скорость не изменяется, остается постоянной), предложить решить задачу одним действием и указать «лишние» данные.
А В С
При постоянной скорости расстояние ВС больше АВ в 2 раза. Весь путь АС в № раза больше, чем АВ (210 км). Решение 210*3=630 (км), а 3 часа лишнее данное.
1.5. Составление задач с величинами: скорость, время, расстояние по выражению
Составление задач по выражению
Задача №591 (Ш класс, школа 1-3)
Задание: Составить задачу с величинами - скорость, время, расстояние по выражениям: (45+52)*4; 36:(5+4).
При выполнении задания можно использовать краткую запись в виде чертежа, выполнив одно важное условие: числовые данные следует записывать в чертеж только в ходе беседы.
Случай 1. Выражение (45+52)*4
_
_
Рассмотрим чертеж на движение двух видов транспорта и ответим на вопросы:
Что могут обозначать числа 45 и 52?
Что обозначает выражение (45+52)?
Что обозначает число 4?
Что получится, если совместную скорость умножить на время?
Какой вид транспорта может двигаться с такими скоростями? (Катера)
Как двигаются катера?
Как они начнут свое движение? Навстречу друг другу?
Составьте задачу.
Возможная задача: «Их двух пристаней одновременно навстречу друг другу вышли два катера. Скорость одного катера 45 км/ч, другого – 52 км/ч. Какое расстояние между пристанями, если встреча произошла через 4ч?
Случай 2. Выражение 36: (5+4)
Вариант I
_
_
Рассмотрим чертеж. Какие величины нужно использовать при составлении задачи?
Что может обозначать число 36?
Что могут обозначать числа 4 и 5?
Кто может двигаться с такой скоростью?
Что обозначает выражение (4+5)?
О каком виде движения будет задача?
Что обозначает все выражение?
Сформулируйте вопрос задачи?
Возможная задача: «Из двух населенных пунктов навстречу друг другу вышли два пешехода. Один двигался со скоростью 4 км/ч, другой – 5 км/ч. Через сколько часов произошла встреча, если расстояние между пунктами 36 км?»
Вариант II
_
36 км
_
Рассмотрим чертеж. Какие величины нужно использовать при составлении задачи?
Реферат опубликован: 7/01/2009