Страница: 14/25
В начале второго года жизни дети еще много
Активная речь
лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально
выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум — 200—300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.
К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном случае означает “возьми меня на руки”, в другом — “дай мяч”. Словом “бах” малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3—4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу, полетели”, “гуси-гуси—га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать: “Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок сможет подражать, (примерно с 1 года 3—4 мес.), надо перейти к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями, давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.
141
Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек (“Поехали-поехали”, “Сорока-белобока”). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.
Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой, В этом случае нужно спросить: “Что ты хочешь? Машину? Скажи: “Машина”. Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.
В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся'в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.
Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3—6 детей).
Реферат опубликован: 25/09/2006