Страница: 3/25
Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.
Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 мес. дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.
С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую иг-
123
рушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обычно в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие крупные погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Время от времени следует приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить за нею.
Развитие зрительного и слухового сосредоточения способствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. Вначале она возникает редко, с трудом. В 2,5 мес. ребенок уже часто улыбается, проявляет радость при виде взрослого и игрушек. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций: эмоциональная — улыбка, голосовые — звуки, двигательные — движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоционального состояния, служит подготовительным этапом развития речи.
В первые 2,5—3 мес. у ребенка начинают развиваться движения. Если малыша 4—6 недель во время спокойного бодрствования брать на руки и, поддерживая за спину и головку, придавать ему вертикальное положение, то к 2 мес. он овладевает умением удерживать голову в этом положении, рассматривает окружающее.
С первых недель жизни следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрствования ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3 мес. он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног:
малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на ножки еще нельзя.
У детей этого возраста происходит совершен-Периодот2,5—3 ствование зрительных, слуховых и голосовых до 5—6 мес. реакций, возникают и развиваются хватательные движения руки, подготовительные движения к ползанию. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально-положительного состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных предметных действий и основных движений.
В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: развиваются способности дифферен-
124
цировать звуки, цвет и форму предметов. Различение предметов и явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избирательном отношении к взрослым. Если активно развивают органы чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 мес. при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого — хмурится, отворачивается, иногда плачет.
Реферат опубликован: 25/09/2006