Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 15/25

Длительность занятий также зависит от их содержания. Заня­тия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания—от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу,

142

должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малы­шей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель — научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

На занятиях с дидактическими игрушками ре-с дида^^кими шаются задачи моторного и сенсорного харак-игрушками тера. В работе с детьми до 1 года 3 мес. и строительным прежде всего ставятся задачи моторного ха-материалом рактера: научить детей катать шарики, нани­зывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), откры­вать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным дейст­виям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесо­образно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сен­сорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, кото­рые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизы­вать кольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца среднего размера, и нако­нец дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяс­нение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных дви­жений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства: мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различ­ными предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

Постепенность в усложнении задач соблюдается и при озна­комлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже выбор из двух цветов (положить красные палочки в крас­ный стаканчик, синие—в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (до­рожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кир-

143

пичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек'.

Этот вид занятий планируется с учетом раз-Занятия ных темпов развития понимания и активной по развитию речи речи у детей в первом и втором полугодии

и ориентировке второго года жизни. В первом полугодии со-в окружающем • „ г

держание занятии должно быть направлено

больше на развитие пассивного словаря, во втором — на услож­нение собственной речи детей.

С целью развития понимания речи широко используется по­каз предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезап­ное появление игрушек). Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предме­тов: “Кто в домике живет”, “Карусель”, “Катание игрушек с горки” и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с нес­колькими предметами, учат выбирать названный предмет из груп­пы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объе­диняют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Реферат опубликован: 25/09/2006