Страница: 18/21
Исполнение решений арбитражных судов, судов общей юрисдикции и третейских судов по гражданско-правовым спорам является важным составным звеном механизма защиты прав организаций и граждан. Учитывая значимость исполнительного производства, правовые нормы, регулирующие эту группу общественных отношений, выделены в самостоятельные разделы Кодекса.
Раздел IV АПК РФ "Исполнение судебных актов" значительно обновлен. В него, как и в другие разделы АПК РФ, внесено немало новых положений, а также изменений, дополнений и уточнений. Вместе с тем многие важные вопросы либо вовсе не урегулированы, либо регламентированы в общей форме. Все это сделано не случайно, а в расчете на то, что они будут детально урегулированы подготовленным законом "Об исполнительном производстве".
Раздел открывает ст. 197, согласно которой судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.
Судебные акты и акты иных органов на территории Российской Федерации исполняются судебными исполнителями, а вовсе не всеми государственными органами и гражданами. Иные органы, организации и должностные лица могут осуществлять исполнительные действия только в случаях, прямо указанных в законе.
В юридической литературе неоднократно отмечалось, что весьма актуальным для практики, особенно при исполнении решений арбитражных судов, является вопрос об исполнительных документах, на основании которых производится принудительное исполнение, и в частности, о характере, содержании, порядке и сроках их выдачи.
Анализ нового арбитражно-процессуального законодательства свидетельствует, что в этом направлении проведена большая работа.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, применявшим этот акт.
Исполнительный лист — основания для принудительного исполнения судебного акта. Учитывая его значимость в стадии исполнительного производства, в Кодексе закреплена норма, детально регламентирующая содержание исполнительного листа (ст. 20 АПК РФ).
Уточнения и дополнения внесены в ст. 203 АПК РФ, регламентирующего основания и порядок рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. В отличие от АПК РФ 1992 года здесь уже не предусмотрено никаких ограничений на восстановление этого срока.
В ч. 2 ст. 203 АПК РФ говорится, что заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявление. Это укрепляет их правовое положение в исполнительном производстве.
В действующем АПК РФ более конкретно устанавливается порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа. В нем предусмотрена и возможность обжалования определения, вынесенного по результатам рассмотрения такого заявления.
Внесены коррективы и в правовые нормы, предусматривающие ответственность за неисполнение судебного акта. В ч. 3 и 4 ст. 206 АПК РФ введены новые правила, согласно которым за невыполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо налагается штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.
В новом Кодексе существует правовая норма, регулирующая порядок и условия обращения взыскания на имущество должника (ст. 207), а также нормы, регламентирующие порядок решения вопроса о повороте исполнительного судебного акта (ст. 209). Однако исполнительное производство по-прежнему продолжает оставаться слабым звеном в механизме защиты гражданских прав и требует пристального внимания. Для решения этой проблемы необходимо обновить законодательство, регулирующее принудительное исполнение решений судов и иных органов, закрепленных в Гражданско-процессуальном кодексе, Арбитражно процессуальном кодексе и Инструкции об исполнительном производстве. Кодификация норм исполнительного производства будет способствовать существенному улучшению качества правового регулирования отношений, возникающих при исполнении решений различных юрисдикционных органов.
Применение самостоятельного нормативного акта должно существенно повысить качество правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве; укрепить гарантии защиты прав организаций и граждан; обновить законодательство в этой области; устранить противоречия в законодательстве об исполнительном производстве.
Реферат опубликован: 31/08/2009