Страница: 17/20
Совокупность таких кратких выводов — это окончательное заключение по текущему состоянию, которое можно положить на стол высшему руководству банка. Подробные выводы можно использовать для пояснения полученного заключения.
Роль крупнейших клиентов
В процессе анализа влияния крупнейших клиентов на состояние клиентских средств используются следующие показатели: доля крупнейших клиентов в обороте (ДКОБ) и в остатках (ДКОС), процент крупнейших клиентов (ДК), их имущественные отношения с банком (ИС) и взаимосвязь между изменениями их остатков и остатков у остальных клиентов (КОРР).
Общий принцип анализа: чем меньше доля крупнейших клиентов, тем лучше. Предпочтительной является ситуация, когда основную часть остатков обеспечивают средние и мелкие клиенты. Самая негативная картина получается, когда имеются высокие значения ДКОС и ДКОБ при низком ДК и КОРР.
Приведем пример вывода, который может быть получен в результате анализа роли крупнейших клиентов:
“"Крупнейших клиентов" мало. Они не имеют серьезных имущественных связей с банком. Остатки на их счетах составляют непропорционально большую долю общих остатков. "Крупнейшие клиенты" дают меньше остатков от оборота, чем "прочие клиенты". Поведение остатков на счетах "крупнейших клиентов" не соответствует сложившейся тенденции.
В конечном счете, имеет место существенная зависимость клиентской базы банка от "крупнейших клиентов"”.
Качество клиентских остатков
Здесь используются следующие показатели: объем ресурсов (СР) и денежных средств (ДС), средний суммарный остаток (С), структура клиентов по величине остатков (СВО) и силе колебаний (ССК), сумма остатков с учетом качества (СК), среднее качество клиентов (К) и эффективность клиентской базы (Э), диверсификация (ДОС) и величина неснижаемого остатка (НО).
В процессе анализа оценивается достаточность денежного покрытия клиентских средств и их доля в общем объеме заемных ресурсов банка. На основе показателей С, Э и НО дается качественная оценка объема клиентских средств, доступных для всех видов вложений. Для оценки риска при этом используется распределение счетов по силе колебаний: чем больше клиентов с сильно колеблющимися остатками, тем больше риск.
Необходимо дать обобщенную оценку структуры клиентов: “хорошая” ли она или же “плохая”. Определение “хорошей” структуры может быть разным — в зависимости от сложившегося в банке контингента клиентов, однако общий принцип здесь такой: основную часть клиентских средств должны давать клиенты со средним уровнем и небольшими колебаниями остатка.
Вывод о качестве клиентских остатков может быть, например, такой:
“Клиентские средства можно использовать с приемлемой эффективностью. Имеется приемлемый, с учетом качества, объем клиентских средств. Покрытие клиентских средств денежными средствами банка близко к минимально допустимому уровню. Диверсификация клиентов по остаткам удовлетворительная. Доля клиентских средств, доступных для всех видов вложения, в пределах нормы. Преобладают счета со средними для данного банка остатками и средними для данного банка колебаниями.
Качество структуры остатков по величине и силе колебаний удовлетворительное”[7].
Устойчивость клиентских остатков
Для анализа устойчивости используются: показатель общей изменчивости (ОИ) и длительности сохранения остатков (Д), уровень оседания или оттока (УО), средний суммарный (С) и неснижаемый (НО) остатки.
Желательно, чтобы показатель ОИ был близок к нулю или по крайней мере не превосходить 0,5. Иначе констатируем: сильный уровень колебания остатков, что однозначно считается негативным признаком. Показатель УО должен быть в идеале максимально большим, однако минимально допустимым значением может быть ноль, что говорит о неподвижном состоянии остатков. Значение этого показателя зависит от двух параметров: амплитуды колебаний остатка за период и оборота. Два других параметра — НО и Д — должны быть максимально большими.
Реферат опубликован: 18/06/2008