Страница: 18/20
Для того чтобы сделать итоговый вывод об устойчивости средств, применяется синтетический показатель, который связывает общую изменчивость и длительность сохранения.
Размер клиентских средств, доступных для вложений
Здесь используются следующие показатели: объем ресурсов (СР), средний суммарный остаток (С), сумма остатков с учетом качества (СК), эффективность клиентской базы (Э), величина неснижаемого остатка (НО) и показатель общей изменчивости (ОИ).
Чем выше эффективность, тем наиболее полно можно использовать клиентские остатки. Показатель СК применяется вместе с общей суммой ресурсов, а их отношение дает представление о доле клиентских средств в ресурсах.
Оценка размера доступных клиентских средств проводится для четырех видов вложений: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и текущих. Временные пределы можно определять по-разному, например: долгосрочные вложения как вложения на срок более 3-х периодов; среднесрочные — 2–3 периода; краткосрочные — 1–2 периода; текущие — менее одного периода. Суммы вложений определяются на основе показателей НО, С, Э и ОИ.
Прогноз Прогноз делается на основе данных о текущих тенденциях и о текущем состоянии и состоит из двух частей:
1. прогноз будущего состояния в случае сохранения текущих тенденций (то есть экстраполяция текущего состояния в соответствии с текущими тенденциями);
2. прогноз вероятного изменения тенденции и оценка надежности этого прогноза.
Экстраполяция текущего состояния
Для экстраполяции основных характеристик клиентской базы на следующий период, самым простым вариантом прогноза была бы чисто формальная (математическая) экстраполяция, основанная на временных рядах изменения базовых показателей за несколько предыдущих периодов. Однако здесь мы будем использовать другой способ – прогнозирование на основе текущих тенденций, полученных при анализе динамики. Экстраполяция производится отдельно по четырем характеристикам, о которых мы писали в разделе “Обработка показателей и оценка текущего состояния”.
Экстраполяция роли крупнейших клиентов проводится на основе данных об изменении диверсификации. Если последняя растет, то увеличивается зависимость банка от крупнейших клиентов. Экстраполяция структуры клиентов делается на основе данных о тенденциях в изменении диверсификации и суммарных остатков. Увеличение диверсификации приводит к улучшению структуры клиентов, это достигается и при увеличении суммарного остатка, но в меньшей степени.
“Строгой” экстраполяции устойчивости на основе тенденций, полученных при анализе динамики, добиться нельзя, однако можно исходить из того, что интенсивность колебаний будет трансформироваться либо за счет изменения силы колебаний у всех клиентов (что маловероятно), либо за счет изменения структуры клиентов. Иными словами, в качестве постулата следует взять такое утверждение: если средний суммарный остаток определяется небольшим числом клиентов, то сила колебаний будет большой, и наоборот, если суммарный остаток определяется большим числом клиентов, то сила колебаний будет малой. В соответствии с этим “грубый” прогноз устойчивости делается на основе сведений о тенденции в изменении диверсификации — рост диверсификации повышает устойчивость, и наоборот, — ее падение устойчивость снижает.
При анализе доступных для вложений средств было выделено четыре вида вложений и оценены суммы, доступные на текущий момент для вложений каждого вида. Здесь мы оценим значения этих сумм на один период вперед. Экстраполяцию проведем с учетом данных о динамике суммарного остатка и значении эффективности за прошлый период.
Прогноз вероятного направления изменений
Прогноз наиболее вероятного направления изменений (с разной степенью уверенности, в зависимости от устойчивости тенденций) делается только для суммарных остатков на основе динамики основной массы клиентов. Если динамика для основной части клиентов не определена, то сделать прогноз не представляется возможным.
Надежность прогноза определяется уровнем диверсификации (чем он меньше, тем меньше устойчивость) и значением специального показателя устойчивости, определенного при анализе динамики.
Реферат опубликован: 18/06/2008