Страница: 10/17
Одной из возможных альтернатив стратегиям М.Ю. Резник считает концепцию коэволюционного развития субъектов и институтов ГО в России: “Согласно ей [концепции] гражданская социальность должна пройти достаточно длительный путь вызревания и “выращивания” внутренних культурных перегородок посредством деятельности самих автономных субъектов и их согласованного взаимодействия и развития. Коэволюция субъектов означает их постепенное движение в сторону высокой гражданственности, самопроявления и самораскрытия их “высших” родовых сил. Она выражает высокую степень динамического равновесия между ними, при котором гражданское согласие становится главным инструментом их жизненной политики”.[30]
В России, как утверждает М.Ю. Резник, элементы гражданского общества уже есть. Но они слабо структурированы и практически неинституционализированы. Это ограничивает их влияние на другие стороны общества. ГО по Резнику эволюционирует в сторону системы коммунитарного (общинного) типа, с господством коллективистских ценностей, присутствием духа равенства, взаимопомощи и социальной справедливости. Подобная система наиболее соответствует национально-культурным традициям России, что и позволяет сделать такой вывод.
В. Хорос в своей статье “ГО: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России”[31] рассматривает различные элементы ГО, такие как политические партии, предпринимательские организации, профсоюзы, церковь и церковные организации, неправительственные организации (НПО) и отдельно мафию, как структуру, имеющую существенный вес в современной России.
Я попытаюсь кратко представить мнение Хороса об этих элементах:
1. Политические партии.
Перестройка в России обнаружила глубокий кризис КПСС как преобладающей партии. Многопартийность в стране возникла отчасти сама по себе, отчасти в противовес коммунистам. Однако молодые партии были лишены исторической преемственности и соответствующего опыта, что сразу же ограничило их возможности. Кроме того, по мнению Хороса, нормально функционирующими партиями можно считать лишь две – ЛДПР и КПРФ, так как они имеют достаточную величину, и количество активистов (людей, составляющих ядро партии, ее движущую силу) в них достигло 10-и тысячного порога. Остальные партии представляют собой рыхлые структуры, членство в которых не превышает 2-3 тысяч человек, а количество активистов исчисляется сотнями.
Программы большинства партий не направлены на определенные слои населения и содержат главным образом общие лозунги. Кроме того, деятельность партий в России в значительной мере обесценена: полномочия парламента изрядно урезаны, вся полнота власти находится в руках у президента, а через него у госаппарата. Политическим партиям в России просто не за что бороться, они не могут эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом и многовековые “государственнические” традиции продолжают перевешивать.
2. Предпринимательские организации.
В России сеть предпринимательских организаций, хоть выглядит достаточно масштабно, но, по мнению Хороса, не производит впечатление чего-то организованного и сложившегося. Многие объединения дублируют друг друга, к тому же непропорционально большой вес занимает посредническая и финансовая сфера. Происходит сращивание бизнеса с государством, т.к. вся система российского бизнеса отпочковалась от государственных структур и до сих пор с ними тесно связана. Кроме того, для большинства российских бизнесменов поведение определяет не принцип разумной прибыли и интересы покупателей, а борьба за ресурсы и различные льготы.
3. Профсоюзы.
До начала 90-х годов в стране существовали псевдопрофсоюзы, часть командно-административной системы, которые исполняли функцию обеспечения трудящихся определенными льготами. После перестройки старые профсоюзы превратились в Федерацию независимых профсоюзов России. Однако членство в ней во многом формально, а прямая социальная работа во многом свернута, ее время от времени подменяют политические акции, вроде митингов или угроз забастовок.
Реферат опубликован: 20/01/2007